На самом деле – это просто игра

В одном из африканских заповедников нас остановила какая-то суета в зарослях. Оказалось, это детёныши верветок, зелёных мартышек, как сумасшедшие носились по ветвям акаций вверх-вниз. Играли в догонялки. Догонит одна другую, коснётся ладошкой и… пустится наутёк. Ещё пара малышей, повиснув на своих хвостах, боролась на весу. Потом один из них отцепился, и оба повисли на одном хвосте, не прекращая тузить друг друга! Все эти их игры были весёлые и лёгкие. Боролись и дрались они не всерьёз, вполсилы, понарошку, не обижая и не раня друг друга.

Наверняка многие из вас видели, как играют зверята. Волчата и лисята любят бешено крутиться, пытаясь ухватить свой собственный хвост. Выдры и медвежата обожают скатываться по обледенелому или грязевому спуску в речку – как дети с горки. Детёныши дельфинов, касаток играют с палками, друг с другом, с мячами, затевают шуточные драки.

Так что же такое эти игры?

Всё это будет не всерьёз!

Ну, во-первых, игра – это жизнь понарошку! Она лишена серьёзности и жизненной функциональности, поскольку не связана с добыванием пищи, охотой, защитой и т.д. Зверята подают друг другу особые сигналы, говоря по-своему: всё это будет не всерьёз! Кусаются, щекочут друг друга, таскают по земле. Игра возникает, когда животные здоровы, сыты и довольны жизнью, когда обстановка вокруг безопасна. Никогда не будут играть больные и голодные. Поэтому и человеческие детёныши, о которых родители заботятся, играют чаще и больше.

Далее. Игра для всех удовольствие и веселье. Она не может быть тоскливой, иначе это уже не игра. Игра позволяет исследовать окружающий мир, партнёров и различные объекты. В ней малыши удовлетворяют своё любопытство. А ещё это некая имитация взрослой жизни, тренинг будущей охоты, борьбы с соперником и проба собственных сил. И наконец, играют не только детёныши. Мать-антилопа играет со своим потомством, лев и бабуин – с сыновьями, дельфины и косатки –внутри своих семей. В Африке я наблюдал, как малыш верветки пытался сбежать от мамы, а она тут же возвращала его обратно, дёргая за длинный хвост. Было видно, что оба играли.

Но всё-таки чаще играет молодняк. Почему? Да потому, что они только начинают жизнь, у них ещё не выработались поведенческие штампы и стереотипы, а поскольку главный авторитет для них – родители, они во всём их и копируют. Эта имитация взрослого поведения – первые шаги в процессе научения всем основным формам поведения, будь то кормёжка, охота или ухаживание. К тому же совместные манипуляции – это физические развивающие упражнения, социальное становление личности в коллективе (семье или стае) и основа психологических отношений в будущем. Из игр вырастают привязанности, дружба и даже любовь. Именно в играх проявляются личные качества каждого. При этом игры самцов гораздо жёстче, чем игры самок, их борьба – не просто физические упражнения, в ней проявляется первичное доминирование. И что очень важно, подвижные игры – это приучение к условиям экстремальных ситуаций и закладка неких мобилизационных резервов в организме. Ведь в дикой природе всё происходит неожиданно – появляются хищники, начинается гроза и т.д., надо быть готовым ко всему в любой момент!

Сыт, здоров, и нос в табаке

В природе около 10 процентов времени жизни животного уходит на игры. В неволе, где они не заняты добыванием пищи и спасением от хищников, – ещё больше. Чем выше эволюционный ранг и сложнее анатомия животного и чем больше у него видов активности, тем шире диапазон его игр и, следовательно, навыков! У обезьян на ручках и ножках по пять пальчиков, с помощью которых они лихо управляются – лазают по деревьям, исследуют всё подряд, разрывают оболочки и достают плоды, семена (или конфеты). Они более развиты, чем, например, копытные.

Текст и фото – Василий Климов

Продолжение читайте в августовском номере (№08, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Теги: , ,