Таруса — небольшой, но очень уютный городок в калужской глубинке. Несмотря на всё усиливающееся влияние вселенской глобализации, она сохраняет в своём бытии неспешное очарование исконно русской провинции.

В разное время здесь творили многие выдающиеся деятели отечественной культуры: художники Василий Поленов и Виктор Борисов-Мусатов, поэты Марина Цветаева и Николай Заболоцкий, писатель Константин Паустовский, пианист-виртуоз Святослав Рихтер… Наш журнал уже рассказывал на своих страницах («Чудеса и приключения», №4, 2019) о культурно-историческом феномене Тарусы, своеобразного российского аналога французского Барбизона.

В столице России, в доме-музее Марины Цветаевой, замечательной поэтессы Серебряного века русской культуры, в эти дни проходит выставка под необычным названием – «Внутренняя Таруса», которая посвящена советской «оттепели» 1960-х годов и удивительному явлению «внутренней эмиграции».

В залах музея рассказывается о том славном и трагичном времени, но прежде всего о феномене Тарусы, небольшого городка на Оке в Калужской области, нежданно-негаданно ставшего своеобразной творческой меккой для представителей мира искусcтва. Это рассказ о попытке творческих людей обрести внутреннюю свободу: остаться независимыми в суждениях и убеждениях на фоне советской реальности, жёстко регламентировавшей практически все стороны жизни и быта своих граждан. Особое внимание в экспозиции привлекает первый советский бесцензурный альманах «Тарусские страницы» (1961), идейным вдохновителем которого стал Константин Георгиевич Паустовский.

Этот альманах, практически сразу же после выхода ставший библиографической редкостью, был составлен исключительно по критерию высокого художественного качества текстов, а не по принципу «правильной» биографии их авторов или верности их творчества официально утверждённому и единственно верному тогда стилю соцреализма. И кажется очень символичным, что сама идея альманаха, своим выходом ознаменовавшая непрерывность отечественной  литературы от серебряного века до середины прошлого столетия, родилась именно в Тарусе — в том самом месте, которое воплощало связь времён, соединяло в себе уединённость и созерцание, красоту и свободу. И хотя на страницах альманаха не содержалось никакой критики тогдашней советской действительности, решение об изъятии уже поступивших в библиотеки экземпляров «Тарусских страниц» принималось в ЦК КПСС — настолько испугало власть предержащих свободное слово, не втиснутое в прокрустово ложе официальной идеологии.

Станислав Игнатьев

Теги: , , ,