Недалеко от древнего града Смоленска находится удивительная, с годами обретающая всё большую известность среди любознательной публики музей-усадьба Серебряного века – Талашкино. Или хутор Флёново – кому как больше нравится.

Время не оставило камня на камне от главного усадебного дома княгини Марии Кладвиевны Тенишевой (1858–1928) в её имении Талашкино. Зато пощадило, несмотря на революции и войны, ряд художественно-архитектурных построек в соседнем хуторе Флёново, в котором располагались учебные ремесленно-художественные мастерские, созданные благодаря тщаниям хозяйки Талашкина и верного круга её единомышленников. А вот официально этот необыкновенный очаг культуры, в котором на рубеже XIX–XX столетий творили многие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, именуется историко-архитектурным комплексом «Теремок». Впрочем, обо всём по порядку.

Спустя почти век княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, казалось бы, навсегда покинувшая родное отечество после смуты революционных потрясений, перевернувших в быте и жизни старой эпохи буквально всё и вся с ног на голову, вновь вернулась в принадлежавшее ей когда-то имение. Теперь уже памятником: величественная дама в длинном, по моде начала прошлого века, платье встречает гостей усадьбы.

В смоленском Талашкине трудами и заботами этой необыкновенной русской меценатки и коллекционера был создан уникальный ремесленно-художественный центр, слава о котором в те годы вышла далеко за пределы России. «...Да, я люблю свой народ и верю, что в нём вся будущность России, нужно только чeстно направлять его силы и способности» – эта фраза княгини как нельзя лучше характеризует её стремление жить и творить во имя интересов страны и просвещения её народа. Для этой благородной цели она не жалела ни собственных сил, ни средств. Вот что писала хозяйка усадьбы, когда задалась целью возродить основательно подзабытые старинные русские ремёсла:

«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине ещё один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мёртвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало».

Судите сами – в лучшие времена здесь творили художники Сергей Малютин и Михаил Врубель, Николай Рерих и Илья Репин, братья Александр и Альберт Бенуа и многие другие. Список известных имён, составлявших цвет национальной художественной культуры того времени, так или иначе связанных с этим местом, можно перечислять ещё долго. К тому же в сельскохозяйственной школе, открытой княгиней Тенишевой во Флёнове, детей и подростков из окрестных деревень обоего пола учили бесплатно (!). Особым вниманием и заботой здесь окружали сирот и детей крестьянской бедноты.

Дмитрий Зелов

Целиком статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №12/2019