«Да это же остров Буян из моей «Сказки о царе Салтане»!» – согласно легенде, будто бы воскликнул Александр Пушкин, подплывая к Свияжску.

Небольшой остров, который находится в 60 км от Казани, на самом деле похож на сказочный. Он невелик – его длина около 2 км, а ширина около 1,5 км.

Остров-град является одним из немногих в мире, где практически отсутствуют автомобили. Впрочем, они при его размере и не нужны! Площадь территории – 62 гектара. Ездить на машине разрешается только местным жителям, а их в Свияжске менее 200. Туристы оставляют транспорт на парковке у въезда на территорию музея-заповедника и поднимаются вверх по лестнице пешком. Исключение делается только для людей с ограниченными возможностями.

Первое, что встречает всех на вершине, – Успенский мужской монастырь, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня только здесь представлено огромное количество фресок и икон XVI века, самая необычная из которых – фреска святого Христофора с головой пса. Предание гласит, будто Христофор был настолько красив, что, дабы избежать соблазнов, попросил Бога испортить его внешность. Тот исполнил его просьбу, «подарив» пёсью голову.

Вещий сон грозного царя

Удивительна история Свияжска. Плодородные земли Казанского ханства и его удобное расположение на месте слияния Волги и Камы всегда привлекали Московию. Войной на Казань русичи ходили не раз, и Иван Грозный был не первым. Однако его попытки тоже не приносили никакого результата. По крайней мере, пока не был построен Свияжск.

Легенда гласит, что после очередной военной неудачи 1550 года Иван Грозный увидел удивительный сон: высокую гору, на которой чей-то голос повелел построить город. Когда войско остановилось на отдых, царь заметил ту самую гору из сна и приказал военному инженеру Ивану Выродкову незаметно возвести на острове крепость, откуда можно будет вести наступление.

Существует и немного другая версия. Просто, увидев гору, Иван Грозный решил возвести на ней крепость, чтобы у его воинов был перевалочный пункт, где они могли бы отдыхать.

В любом случае в удалении отсюда, в лесах около города Углича, всю зиму по приказу царя рубили деревья, собирая башни, стрельницы, дома, церкви. Когда всё было готово, каждое бревно пометили, после чего сооружения разобрали, и по реке Свияге отправился караван плотов. К этому времени остров был расчищен от леса, и когда плоты привезли, брёвна собрали.

На строительство города ушёл месяц. Это стало единственным и уникальным примером самой короткой закладки города. Было возведено более тысячи дворов, в которых проживало примерно 5 тысяч человек. В честь основателя место назвали Иван-городом. Правда, название не прижилось, и вскоре город стал Свияжском – от реки Свияги.

Памятник Иуде не прижился

После завоевания Казани в 1552 году мощная крепость превратилась в крупный административный и торговый город. Затем Свияжск стал монастырским городом с мужскими Троице-Сергиевским, Успенским и женским Иоанно-Предтеченским монастырями. После революции 1917 года их закрыли, а большинство монахов и священников расстреляли.

Говорят, что после революции сюда прибыл поезд с красноармейцами. На нём в Свияжск приехал сам Лев Троцкий, который якобы привёз с собой скульптуру первого революционера, богоборца Иуды Искариота. Произнеся пламенную речь о том, как попы испокон веков дурили людей, он приказал установить на главной площади монумент Иуды. Правда, простоял тот недолго. Вскоре его заменили на бюст Владимира Ленина.

Вот только доказательств существования памятника почти не осталось, лишь описания датского писателя Галлинга Келлера. Так что вполне возможно, что монумент был вовсе не Иуде Искариоту, а предводителю латышских стрелков Яну Юдину, который погиб примерно тогда, когда и был установлен памятник. Ведь фамилия Юдин по-английски пишется Judin, а Иуда – Judah. Можно и перепутать. Да и нахождение самого Келлера в Свияжске многие исследователи ставят под сомнение.

Более того, писатели Всеволод Вишневский и Демьян Бедный, сопровождавшие Троцкого, почему-то не оставили воспоминаний об установке памятника. Как, впрочем, и сам Троцкий. Может, остереглись. Может, не посчитали нужным. А может, и не было монумента Иуде? В советских газетах об этом событии тоже ни слова.

Сезон бессмертия и другие чудеса

Интересна и дальнейшая история острова. До 1948 года в Успенском монастыре находилась политическая тюрьма, потом – психиатрическая больница, куда заключали не только больных, но и политически неугодных. В 1954 году, когда образовывалось Куйбышевское водохранилище, Свияжск попал в зону затопления, уровень воды поднялся на пять метров. Именно тогда он окончательно стал островом, а численность его населения стала падать. Если в XVI веке здесь проживало около 4 тысяч человек, после затопления осталось 500, а сейчас и того меньше.

На острове всегда разрешалось хоронить только священнослужителей или меценатов. Гражданское кладбище находилось на противоположном берегу. А так как добраться до него весной или осенью было невозможно, согласно легенде, в эти времена года люди не умирали. Удивительно, но местные жители и сейчас не могут вспомнить предков, которые бы умерли весной или осенью. Более того, в «непогоду» никто не болел. Дороги-то не было! Следовательно, добраться до больницы было невозможно. Что это? Самовнушение или чудо? Хотя скептики считают, что местные жители просто запамятовали. Видимо, все разом.

Возрождение острова началось в 2000-х. Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев попросил президента России не продлевать его полномочия, чтобы сосредоточиться на возрождении двух древних населённых пунктов: Болгара и Свияжска. Взявшись за восстановление этих памятников культуры, Шаймиев учредил республиканский фонд «Возрождение» и договорился, чтобы проект финансировался федеральным центром и республикой на паритетных началах.

Имея статус сельского поселения, Свияжск получил все коммуникации города – свет, газ, воду, подземную канализацию. С 2010 года из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры переселили 88 семей. Сначала люди не могли поверить, что их переселяют из старых домов в новые совершенно бесплатно. Для них это было настоящим чудом.

В 2010-м Свияжск стал музеем-заповедником, и его стали посещать туристы. Начала улучшаться инфраструктура, коммуникации. К тому же создание музея-заповедника помогло решить проблему безработицы.

Большинство местных жителей и сейчас трудятся в сфере обслуживания туристов. Прогуливаясь по острову, можно увидеть сувенирные киоски, мини-зоопарки, расположенные на территории частных земельных участков. Многие работают в монастырях, музеях, занимаются строительством. А больше всего людей трудится в «Ленивом торжке» – игровом квартале средневекового Свияжска, где есть чайная, трактир с оладьями, чаем из местных трав, вареньем из сосновых шишек и блюдами, приготовленными прямо на костре.

Сам выбирает жителей по душе

Когда остров медленно умирал, купить на его территории домик можно было за символические деньги. Сейчас Свияжск является одним из брендов Татарстана. Тем не менее ему удаётся сочетать дух прошлого и современный уклад жизни. Вместо автомобильных дорог – широкие тротуары, вместо коттеджей – дома, отделанные в стиле XIX века.

Массовых продаж земельных участков на Свияжске уже не происходит. А построить дом очень сложно не только из-за ограниченной территории, но и потому, что сначала надо согласовать проект с администрацией и провести археологические работы. На участках до сих пор находят монеты XVII–XIX веков и прочие древности.

По такому же принципу были построены дома для тех, кого переселяли из ветхого или аварийного жилья. Они не копируют исторические постройки, но являются некой аллюзией на здания XIX века: построены из красного кирпича с деревянными рамами, и не выше двух этажей.

Многие приезжают на остров жить, но остаться удаётся далеко не каждому. Местные жители считают, что дело вовсе не в отсутствии карьерного роста и проблемах с медициной, образованием, а в том, что остров принимает не всех. Лишь тех, кто приходится ему «по душе». Возможно, это тоже местное предание. Но иначе как объяснить, что одних на острове поджидают только неприятности, а у других по прибытии сюда всё начинает идти как по маслу?

Автор: Юлия Скопич