С незапамятных времён единственной верой самодийских народов был шаманизм. А потому их сохранившиеся предания о земных и загробных чудесах дадут фору даже братьям Гримм.
Их сохранившееся самоназвание «куу-кижи» – «люди реки Лебедь». До сих пор жива и древняя алтайская легенда о том, как сын шамана обратился в эту прекрасную птицу. В сказках и легендах малочисленных коренных народов Сибири найдётся немало сюжетов, которым подивились бы и классические сказочники Европы.
Например, можно представить, сколь богаты и интересны были древние погребальные обряды. Проводы душ умерших бытовали даже после беспощадной к шаманам революции 1917 года.
А как иначе, если через пять-шесть лет после погребения какого-нибудь уважаемого человека его душа начинала мучить шамана до тех пор, пока он не совершал ещё один обряд отправления не успокоившейся души в далёкий путь, полный испытаний. Но и это бы ничего. Интересно другое: шаман должен был следить, чтобы по дороге к его подопечной не прилипали души живых людей! Те, что вольно гуляют по свету сами по себе, пока их хозяева почивают мирным сном. Кажется, изучи писатели сказы последних носителей глубинных сказаний – и на свет появятся красочные, но очень страшные сказки. Или даже блокбастеры в жанре триллера!
По древнетюркской легенде, подтверждённой китайскими летописями, было когда-то на Алтае владение (по сути – государство) Со, где жили лебединцы (челканцы). В начале XIII века, ещё задолго до пришествия русских, Ойрот-хан собирал дань вдоль Иртыша. Дошёл до реки Бии – а они там вывесили на дереве шкурку: мол, готовы платить пушниной, только оставь нас в мире и покое! Так оно и вышло.
В русском документе челканцы впервые упомянуты лишь в 1625 году: дескать, русские казаки Фёдоров и Путимец «были посланы в Щелканы», где, по их учёту, проживало 20 человек. Да и тех обобрали – вот читайте: «В Щелкальской волости по смете 20 человек, а ясаку с них взяли на тебя государя 20 соболей».
Обычная судьба сибирских народов, которых пытались подчинить себе, а то и вовсе без следа поглотить орды завоевателей.
Виктор Упорин
Иллюстрация: Николай Рерих. Ойрот – вестник Белого Бурхана. Из серии «Знамёна Востока». 1925 г.
Целиком эту статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №12/2019