В Западной Сибири, где преимущественно живут шорцы, их осталось всего около 13 тысяч человек. Слишком мало для народа, по представлениям которого одни только небеса состояли из девяти ярусов!

Название Горная Шория – как из романа Толкиена. Только это местность, ныне называемая Кузбассом. А в начале XX века так свою страну именовали южные шорцы.

В наши дни шорцы, малочисленный коренной народ Западной Сибири, проживают в Кемеровской области и смежных районах Хакасии, Красноярского и Алтайского краёв. Шорский тюркоязычный этнос сформировался в IV–IX веках нашей эры. До 1926 года сами они именовали себя «тадар кижи», что значит – «человек-татарин». А шорцами их называли соседи – хакасы и алтайцы. Но впоследствии название «шорцы» признали на государственном уровне.

Тогда же, в 1920-е годы, искусственно создали и шорский литературный язык на основе его мрасского диалекта. Но сегодня 60 процентов шорцев считают родным русский язык. 

Свет девятого этажа 

С давних времён в их жизнь проник шаманизм, став основной религией. Шаман считался едва ли не главным человеком: ведь он умел общаться с духами и божествами, свободно путешествуя по разным мирам.

По каким же? Шорцы верили: мироздание делится на три мира. В верхнем живёт добрый бог Ульген, и там есть девять небес. Срединный мир – это мир людей. А нижний – подземное царство злых духов и их повелителя Эрлика, между прочим, родного брата доброго Ульгена. И это Эрлик с Ульгеном сотворили мир, где живут люди.

Самый верхний этаж занимал сам Ульген. На этом, девятом, небе всегда светло и тепло, вечно цветут неувядаемые цветы, в изобилии водятся животные.

На восьмом расположено солнце, на седьмом – луна и звёзды. А вот на шестом – красном – небе обитают загадочные существа, о которых издревле говорили: «Живут там красные женщины, но о них ничего не известно».

Ярусы со второго по пятый населяют части радуги: красный, синий, голубой и почему-то серый. Первый ярус занимает его хозяин Самчи, причём в доме, похожем на человеческий, да ещё с женой и детьми.

Здесь же живёт молния, которую шорцы называют «плетью для бело-сивого коня Ульгена», а гром для них – удары плетью.

В нижнем мире, обиталище злых духов, не всё так плохо. Эрлик посылает их в мир людей в качестве своих помощников. Но так сразу они не пакостят, их надо хорошенько рассердить – тогда жди неприятностей и болезней, а могут и сожрать.

Шорские поверья соединяют все три мира по оси мировым деревом, чья крона упирается в небеса Ульгена, а корни уходят в подземный мир.

Сказки для духов тайги

Духи гор, воды, леса и тайги у шорцев самые могучие.

Отзвуки древнейших легенд слышны в сказах Бажова. Так, у шорцев есть Хозяйка медной горы, которая охотится на мужчин. Дух воды предстаёт в облике рогатого зверя или голой женщины с золотыми волосами и золотым гребнем. И упаси боже взять этот гребень в руки – златовласка тотчас утащит душу!

Охота подразумевала вторжение в мир духов, а потому стала сплошным ритуалом. Отправляясь за добычей, охотники задерживались у подножья гор и поили их духа таг-эзи жертвенным напитком. Преодолевая горы, бросали за спину пихтовые ветки, прося у духов удачи. В районе охоты обрызгивали всё жертвенной водой, а вечером кидали в костёр кусочки еды, дабы умилостивить дух огня. Сказитель-кайчи всю ночь рассказывал духам сказки и играл им на дудочке.

Запрещалось кричать и ругаться, потому что зверьё отлично понимает человеческую речь. А если уж приспичило говорить о будущей добыче, величать зверей надо было красиво. Соболя на охоте называли «аскыр» (красивый), медведя – «старым человеком».

Считалось, что душа промыслового зверя хранится у него в носу, поэтому нос отрезали, высушивали и превращали в амулет.

Продолжение читайте в №4/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Марина Ситникова

 

Теги: , , ,