Кто такие вожане? Древнейший народ России водь сегодня живет в одной деревне.

Деревня, которой полтысячи лет

По переписи 2010 года вожанами себя назвали лишь 64 человека.

Между тем их историческому поселению – деревне Лужице (Луутс) в Кингисеппском районе – более пятисот лет! Единицы их раскиданы по другим деревням, но Лужице – как крошечная столица. А ведь в начале 2000-х годов её из-за строительства порта едва не пустили под промзону. И тогда пиши пропало – и древний язык, и диковинные песни, и самобытные вышитые костюмы.

Название «водь» встречается ещё в древнерусских летописях (хотя иногда их называли и «чудь», или «чюдь»). Но раскопки доказали, что сформировалась народность в I–IV веках н. э. В летописях упоминается с XI века: в 1069 году вожане защищали полоцкого князя в его битве с новгородским. Но как ни сопротивлялись они Новгороду, в XIII веке полностью вошли в его состав.

Великие мытарства

В смутные времена побывали под шведами, а при Петре Первом, после завоевания им этих территорий, все были переселены в Казань, а их исконную землю царь повелел заселить русскими.

Есть ещё живые свидетели и самого страшного изгнания: в 1943 году немецкие и финские власти стали насильственно переселять финно-угорские народы с оккупированных территорий Карелии и Ленинградской области в Финляндию, где им предстояло работать на фермах. Вожан вывезли практически полностью – 800 человек.

Когда в 1944 году они вернулись в СССР, дома их оказались заняты, а вернувшихся разбросали по Псковской, Новгородской областям и дальше, до Сибири.

Причина? Водь считали потенциальными предателями и шпионами – примерно как вернувшихся военнопленных. «Неблагонадёжными» они казались и из-за своего языка: русским не понять ни слова! Только в 1956 году вожанам разрешили съехаться на исторические земли.

Сейчас в России живёт 17 народов финно-угорской группы (венгры, финны, эстонцы, мордва, коми и т.д.), и водь из них – самый малочисленный. В переписи 1959 года даже не упоминался. И лишь 13 октября 2008 года водь получили статус самостоятельного малого народа РФ.

Мал золотник, да хорош

Этнографы причисляют этот народ к красивейшим в мире. Вожане сплошь светловолосы, скажем так – блондины.

Впервые читатель узнал о них от нарвского пастора Трефурта (1783 г.), описавшего некоторые обычаи и звучание языка.

Историк Фёдор Туманский (1757–1810), посетивший в XVIII веке Петербургскую губернию, записал, что водские женщины на редкость хороши собой, кожа у них белая, а глаза – голубые. Он заметил, что народ водь умён, но добродушен. 

Другие этнографы отмечали большое чувство собственного достоинства, чуть ли не моральное превосходство над другими. Говорили даже, что водь считает себя «высшей кастой».

По словам Туманова, до XVIII века мужчины носили самобытную одежду, но сменили её на русскую крестьянскую: кафтаны из льна и сукна, зимой – шубы.

Как всегда, более разнообразна женская одежда. На сарафан из белого полотна надевалась кофта с рукавами. Передники и набедренники из красной шерсти оберегали от злых духов, норовящих проникнуть девушке под юбку. На ногах – красные чулки-обмотки.

В ушах – серебряные серьги с жемчугом или шнурами, которые связывались на спине. На шее – бисер, камни, бубенчики; крест носили на двойной нитке из бус.

Девушка надевала девять поясов. Не всякая талия выдержит: ведь один пояс мог весить несколько килограммов, причём самый дорогой и разукрашенный был подарком жениха.

Девичьи круглые шапочки расшивали бисером, оловянными бляшками и… ракушками, несомненно, привезёнными из Индии!

Практиковались пробные браки – до полугода. В них не возбранялось иметь несколько «добрачных» жён, а женщинам – мужей. 

Замужняя женщина получала право одеваться ярче. Кофту на плечах и рукавах расшивали, случалось, и драгоценными камнями. Надевали второй передник – синий, украшенный монетами и кольцами.

Чтобы защитить мужнин род от духов, волосы женщине коротко стригли и закрывали шапкой, украшенной цветком из бисера и раковинами. Сверху надевали ещё платок, узлом завязывая его надо лбом.

Старухам разрешались самое большее бусы да серьги. Головы же им просто брили. А основной одеждой служил простой белый сарафан, схваченный поясом.

Сейчас из этого разве что в праздник надевают, у кого что случайно сохранилось в сундуке или восстанавливая костюмы по памяти.

Продолжение читайте в №6/2019 журнала «Чудеса и приключения»

Максим Цыпин

Теги: ,