Мы задыхаемся в негармоничной среде наших городов. Симметрия, которая стала фетишем и проклятием современной архитектуры, породила унылое однообразие застройки, вызывающее депрессию. Как же вырваться из этой мёртвой зоны? Возможна ли перестройка окружающего нас урбанистического пространства по законам красоты? Сегодня мы продолжаем разговор, начатый в материале «Превращения золотого сечения» в № 5 «ЧиПа» за 2017 год.

Пленники каменных джунглей

Сначала попытаемся ответить на вопрос: почему наша жизнь так далека от гармонии, которая царит в природе? Что нам мешает создавать вокруг себя такую же красоту? Причина – в несовершенстве нашего разума. Строя общество и искусственную среду, мы идём непроторённой дорогой, в которой не на что опереться и всё приходится делать методом проб и ошибок.

Иногда ошибки становятся тотальными и длятся веками. Пример тому – весь ХХ век, в течение которого мировая передовая культура вела войну на уничтожение гармонии в искусстве и архитектуре.

Рассмотрим этот процесс на примере архитектуры, которая является для нас искусством поневоле. Ведь мы может ходить или не ходить в картинные галереи, на концерты или в музеи. Мы можем слушать или не слушать попсу, рок или шансон. Но мы не можем не посещать«галереи» современной архитектуры. Нам невозможно уйти от восприятия того, что придумали архитекторы и что воплотили по их замыслам строители. Мы насильственно погружены в архитектурную среду наших городов.

Почему в любом крупном европейском городе мы осматриваем только старые кварталы? Интерес к истории? Отчасти так, но ведь больше нечего смотреть! Современные постройки вызывают только тоску и уныние. Они неинтересны и подавляют людей своим монотонным однообразием.

Но мы-то в основном и живём именно в этих типовых «спальных» районах и видим все эти «пейзажи» из своих окон.

Чем эти постройки отличаются от древних архитектурных шедевров? Тем, что в них доминирует симметрия и вообще нет гармонии.

Они уныло однообразны и повторяемы. Мы в них упакованы как вещи в контейнерах.

«Чёрный квадрат» – манифест симметризма

Почему же архитектура в ХХ веке ушла от гармонии и вместо неё насаждает симметрию? Первое, что приходит на ум, – прямоугольные коробки строить дешевле.

Но только ли в экономии дело? А разве в живописи потеря гармонии и воцарение симметрии геометрических форм в модерне связана с необходимой экономией? Но ведь в живописи и родился знаковый «манифест» симметризма ХХ века – «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

Впрочем, такие картины, как «Квадрат» Малевича, действительно на порядки быстрее и проще писать, чем «Джоконду». Также проще сочинять попсу, чем создавать симфонии или искать свою божественную сущность.

Но экономия ли это? Может быть, экономя на «излишествах» архитектуры, общество утрачивает гораздо больше в другом? Например, теряет прекрасное настроение, которое может создавать городская среда. А без настроения нельзя работать продуктивно.

В развитом, богатом и комфортном западном мире от депрессии сегодня страдает чуть ли ни треть населения. Экономический ущерб оценивается уже в сотни миллиардов долларов. И прогнозы неутешительны. Многие специалисты считают, что депрессия выйдет в 20-е годы XXI века на первое место среди всех остальных заболеваний и может даже парализовать экономику развитых стран.

И вполне можно допустить, что немалую долю в эту проблему вносит западная культура, лишённая гармонии, в частности безликая, и архитектура, которая, упрощая всё, опирается на регулярную симметрию.

Тревожные сигналы подсознания

Симметрия – вот фетиш современной архитектуры. Причём в основном речь идёт о симметрии регулярных, повторяющихся структур и форм. Это та самая симметрия, которой абсолютно нет в живой природе. Подобная симметрия распространена лишь в кристаллических структурах на наноуровне. Поэтому на уровне глубинного подсознания мы воспринимаем симметричные регулярные структуры как признак порядка… мёртвой природы.

И наше подсознание, когда мы находимся внутри современных городов, подаёт нам сигнал отчаянной тревоги: «Ты находишься внутри косного, мёртвого пространства! Опасно! Опасно! Необходимо срочно покинуть зону мёртвого порядка!» И мы на выходные устремляемся из города на природу, где всё гармонично и где нет засилья регулярной симметрии.

Новая архитектура создаёт удушающий, ядовитый визуальный фон. Но никто не заботится о визуальной экологии. Мы задыхаемся в негармоничной среде, она постоянно отравляет нам жизнь, но в целом мало кто понимает эту угрозу. А ведь от 70 до 90% информации мы получаем через зрение!

Добавьте чуть-чуть кривизны…

Если засилье домов-коробок в начале ХХ века ещё можно было списать на экономию, то сегодня, когда возводятся новые дорогие архитектурные «шедевры», об экономии уже не говорят. Её в расчёт не принимают. Деньги вбухиваются зачастую огромные, но эстетического удовольствия эти шедевры не несут. Наши постройки такие же симметричные, унылые и дисгармоничные. А ведь можно добавить буквально чуть-чуть кривизны в здания, разбить его хотя бы визуально на пропорциональные части и уже не так противно!

Дело в том, что погнавшись за простотой, регулярностью, за экономичностью, западный мир потерял секреты гармонии, которые человечество накапливало ещё со времён древних пирамид . Эти секреты базируются на глубоком понимании законов золотой пропорции.

Аршины, сажени, вершки

На основах гармонии, опираясь на ключевую золотую пропорцию живой природы, архитекторы создавали дома в городах вплоть до начала ХХ века. Это достигалось не только за счёт большого мастерства и таланта архитекторов. Дело в том, что сотни лет вплоть до ХХ века архитекторы и строители всех стран мира использовали не метрическую систему мер, а пропорциональную, основанную на гармоничных соотношениях фигуры человека. Воистину, человек – мера всех вещей.

И вот приходил простой строитель в деревню или к купцу и начинал строить, используя пяди, сажени, вершки. Эти меры были связаны друг с другом законом золотой пропорции и основаны на гармоничном природном соотношении пропорции тела человека .

И получались дома, подобные по своему гармоничному строю нашему с вами божественному телу. И не только деревенские строители использовали пропорциональную систему мер. Её использовали все архитекторы. Но увы, из-за повсеместного внедрения метрической системы СИ повсеместно был осуществлён переход от пропорциональной системы мер к метрической.

В России законодательно переход от пропорциональной (основанной на саженях, пядях и т.п.) к метрической системе мер, в отличие от Европы, был осуществлён в последнюю очередь – только в 1927 году. Оценивая этот переход, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств А. Горский пишет:

«Сравнивая здания и сооружения царской России, которые строились по традиционным мерам – саженям, и последующей России, где уже около 100 лет принята система СИ, можно отметить победу в строительном комплексе сил глобализации и коммерции. Следствием этого является возникновение безликой модульной архитектуры, поставленной на поток, мёртвых объёмов современных квартир и городских кварталов, а также безудержный рост депрессии у их обитателей. Выход из этой печальной ситуации может быть только в возрождении лучших российских традиций – природного мировоззрения, нравственности, строительства зданий и сооружений с учётом коэффициента золотого сечения, по естественным человеческим мерам – по саженям».

Поиск спасительных альтернатив

Нельзя сказать, что западный мир не почувствовал угрозы со стороны бездуховной метрической системы мер. Отдельные его представители начали искать ей спасительную альтернативу. Пожалуй, первым здесь был архитектор Гауди (Барселона), который в противовес прямоугольным формам стал творить, используя практически растительные мотивы криволинейных форм.

Поиск альтернативы конструктивизму начал и французский архитектор Ле Корбюзье, который вернулся к золотому сечению и создал на его основе свой знаменитый модулор – систему пропорциональных мер для строителей и архитекторов.

Но ни методы Гауди, ни модулор Ле Корбюзье не остановили вал дисгармонии. Она накрыла волной всю западную культуру ХХ века, добравшись, естественно, и до России, где ей пытались противостоять в период «сталинского ампира». Кстати, это до сих пор добротные и красивые дома, а семь сталинских высоток стали символами города и его архитектурными доминантами.

Сергей Сухонос

Продолжение в №9/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 26 — 30

 

Похожие статьи:

Теги: , ,