Одно из самых загадочных чудовищ Древнего мира и Средневековья. Одним из первых упоминает о саламандре Аристотель. Внешне похожая на ящерицу, эта амфибия с гладкой, влажной кожей представлялась одним из самых ядовитых существ. По другим описаниям, у саламадры были крылья, кошачье тело и змеиный хвост. К тому же считалось, что она обладает удивительной способностью не сгорать в огне. Ее ядом можно было отравлять воду и фрукты.

Согласно одному средневековому бестиарию, человек, съевший плоды с дерева, вокруг которого обвилась саламандра, погибает от яда, так как дыхание ее ядовитое. По мнению римлянина Плиния Старшего, своим ядом «саламандра может уничтожить целый народ, если не остерегутся ее».

Плиний Старший также считал, что саламандра настолько холодна, что своим холодом гасит огонь. Однако предпринятый им опыт, когда он стал сжигать пойманную саламандру, окончился неудачей. Саламандра сгорела до пепла. Тем не менее вера людей в способность саламандры жить в пламени огня сохранялась долгое время, вплоть до конца эпохи Возрождения. Этой вере во многом способствовал знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, который в своих мемуарах утверждал, что в пятилетнем возрасте видел пляшущую в огне маленькую ящерицу.

Пьер из Бовэ описывал несгораемые ткани из саламандровой кожи, которые чистили не водой, а огнем. Об этом есть упоминание также у Плиния и у знаменитого путешественника Марко Поло. Однако под видом ткани из саламандровой кожи продавали ткани из асбеста. Некоторые ученые видели в саламандре своеобразную субстанцию огня. Эта концепция получила широкое распространение в учении Парацельса и трудах других средневековых магов и алхимиков, считавших саламандру духом огня. Эта точка зрения отвечала древней теории о существовании мира как соединении четырех элементов — огня, земли, воздуха и воды. Поэтому для поддержания «равенства всех четырех стихий» требовались животные, способные жить не только на земле, в воде или в воздухе, но и в огне. Таковой и была саламандра.

В символике средневековой алхимии саламандра не только используется в качестве символа одного из четырех основных элементов — огня, но и становится символом философского камня в его красном воплощении. Считалось, что саламандры появляются на склонах вулкана во время его извержения. Но их можно увидеть в любом жарком пламени, в котором они могут появиться по собственной воле. Известный ученый М.П. Холл писал, что саламандр несколько видов. «Существует множество семейств саламандр, различающихся по форме, размеру и знатности. Один из наиболее важных видов саламандр — актиничи. Эти создания появлялись только в виде огненных шаров. Саламандры были самыми сильными и мощными из стихийных духов. Так как древние ассоциировали огонь с югом, эта часть света была приписана саламандрам в качестве места их обитания: они распространяли свое влияние на все существа с огненным темпераментом.

В христианской символике и иконографии саламандра — это символ крещения и триумфа веры. Христиане воспринимали саламандру как символ борьбы христианской души против грешных желаний плоти. 

Юрий Беляев

 

Теги: ,