Изредка в различных лесистых районах мира и парковых зонах встречаются деревья, чья причудливая форма вызывает удивление людей. И тут же у зрителей возникают различные предположения о природе этих искажённых форм деревьев: некоторые предполагают – из-за болезни дерева, другие – из-за химического состава почвы, на которой растёт дерево. Но вот в северных краях существует вполне определённая гипотеза о сущности изменённых форм этих искорёженных деревьев.

 Глухомань районного масштаба

Многие россияне, вероятно, помнят, как президент Владимир Путин в 2012 году «поднимал на крыло» сибирских журавлей – стерхов. Делал это Владимир Владимирович на мотодельтаплане в Шурышкарском районе Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа, неподалёку от села Горки, а точнее – в районе бывшего села Кушеват, возле Кушеватской протоки Большой Оби.

Место это довольно отдалённое от больших городов, глухое даже в районном масштабе. Здесь прежде находилось село Кушеват, от которого остались лишь небольшие избушки хантов.

После строительства нового села Горки в 1931 году все дома старинного села Кушеват, где находились и двухэтажные строения, и церковь, постепенно были демонтированы и перевезены в новое село Горки и вновь собраны. Но остались до сих пор старенькие избушки хантов поселения Кушеватского. А поскольку там была деревня хантов, на её окраине и поныне находится старое хантыйское кладбище. Расположено оно буквально в нескольких сотнях метров от бывшей взлётно-посадочной площадки для дельтаплана.

Связывая земной, подземный и небесный миры

Традиционно ханты для своих покойников не выкапывают могилы в земле, поскольку в этих северных краях во многих местах в наличии – вечная мерзлота, особенно в поверхностном слое. Могилу для умершего ханты сооружают из дерева на поверхности земли.

У народа ханты также существует старинный обычай: после похорон покойника на стволах окружающих деревьев делаются надрезы. Такой надрез делает и родственник умершего из дальнего поселения, который посещает могилу покойного уже некоторое время спустя после похорон: как знак того, что он обязуется периодически навещать могилу своего родственника.

Религия у хантов – шаманизм, вера в духов и душ, вера в духов предков. Как пишут исследователи культуры северных народов, предки хантов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывает земной, подземный и небесный миры. Традиционно на окраине поселения хантов, на лесной опушке, выбирается дерево, как правило – берёза, которая выполняет роль священного символа леса.

По традиционным представлениям хантов, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье, изобилие. На берёзу, например, подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится какой-то другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможно, носителя болезни или смерти) и тем самым спасает живых.

Здесь рождается страх

Поскольку ханты не христиане, души умерших, по их поверью, после смерти не возносятся на небо, а остаются на земле. Во всяком случае – длительное время после смерти души ещё пребывают в нашем мире. И поскольку душа умершего тоскует в одиночестве, она стремится возвратиться в наш мир живых. Вот для этого родственники покойного и делают надрезы на окружающих деревьях, чтобы дать возможность душе умершего попытаться внедриться в тело дерева и таким образом возвратиться в мир живых.

Я старый таёжник, исходивший за свою жизнь сотни километров по таёжным тропам, где попутчиком был только верный пёс. В этих походах встречались разные опасности, однако особого страха перед таёжной глубинкой никогда не испытывал. Но, посетив это таёжное место – старинное кладбище хантов, я был не только поражён множеству искорёженных деревьев вокруг могил, но и почувствовал гнетущее чувство страха, какого не испытывал ни в одной другой таёжной местности. Тем более, прикоснувшись к такому искорёженному дереву, испытываешь настоящий внутренний ужас от контакта с чем-то противоестественным, потусторонним. Мне стоило больших усилий сфотографировать все эти деревья и могилы и поскорее уйти из этого места. Даже несмотря на то, что до этого я не испытывал страха на обычных кладбищах и даже на похоронах при виде покойника.

Душа обычного дерева не своенравна: выросшее среди таких же деревьев, любое дерево подчиняется общим правилам растительного мира земли – всеми силами тянется к свету, к солнцу, поэтому и форма его обычно прямая и стройная. Но посторонний дух, внедрившись в дерево, имеет какие-то свои стремления, искажая и душу, и форму живого растения. Даже просто сделав надрез на стволе живого дерева, вы можете тем самым внести искажение в его стройную форму. Поэтому чужой дух, внедрившись в живое тело дерева, искажает и его форму.

Николай Письменный

Фото автора