Воображение – это внутреннее зрение человека, которое оказывает огромное влияние на всю его жизнь. Ведь красоту нельзя просто увидеть или потрогать. Её нужно ощутить сердцем.

Дмитрий Дидоренко – художник из Харькова – слепой. Я смотрел на него и не верил, что это тот самый художник, картины которого я видел в Центральном доме художников. Большинство из них – это не отдельные работы, а серии, связанные общей темой, идеей. «Старинный романс» – это рассказ о предках Дмитрия. Среди них – «Ветряк от прадеда», картина, пронизанная любовью к делу, которому его прадед посвятил свою жизнь.

Другая большая серия называется «Русская тема» – это картины-раздумья о русских писателях: «Есенинская» – посвящена поэту. Здесь отсутствует сам Есенин, но вся картина пронизана его духом. «Севастопольская», по мотивам «Севастопольских рассказов» Льва Толстого, изображает солдат, отдыхающих после тяжёлого сражения. Возникает желание присесть рядом и послушать их рассказы. «Чеховская» посвящена крымскому периоду жизни писателя.

И главное – почти каждую свою работу художник сопровождает литературной аннотацией-размышлением. Например, такой: «Чёрный негатив тьмы мира земного дарит нам то, что уже давно принадлежит нашим душам… Свет размножается. Любовь растёт».
«Слепой, – думал я, – а рисует лучше зрячих». Анатолий Петрович, отец художника, потом скажет, что картины тот пишет, используя исключительно своё внутреннее зрение и до 500 различных оттенков цветов.

Наша встреча проходила в Клубе рекордов «Интерстронг». Отец и сын приехали по нашей просьбе и по очереди рассказывали о своей жизни.

– Первые рисунки Дмитрий создавал, ещё толком не научившись ходить, – на полу квартиры, – рассказывает Анатолий Петрович. – На паркете он расчерчивал линии. Тогда ничего не предвещало будущей беды, он рос здоровым и подвижным мальчиком. Заметив, что маленький Дмитрий заинтересовался разметкой, я выставил на балконе вертикальную плиту для рисования. Дал сыну тряпку, ведро и кусок мела. Он рисовал картины, стирал их и снова создавал. Кстати, первыми рисунками у него стали изображения семьи.  

В 1989 году будущий художник поступает в Харьковский художественно-промышленный институт, на факультет промышленного дизайна. Он не только учится, но и посвящает много времени творчеству – увлекается городским пейзажем в технике акварели. Работы этого периода наполнены добротой и светом. Он находит такие потаённые места родного города, использует такие необычные ракурсы, что многие харьковчане по-новому увидели свой город и заново полюбили его.

Виктор Овсянников,
заслуженный работник культуры РФ

Целиком эту статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №2/2020