Каждое живое существо наделено инстинктом самосохранения. Крайняя степень отсутствия самосохранения – это стремление к смерти, которое знаменитый Зигмунд Фрейд тоже считал инстинктом. Так ли это?

Смертельный рубильник

Несмотря на громадный авторитет знаменитого венского психиатра, в научном мире с этим утверждением согласны немногие. Большинство учёных уверены, что самоубийство как инстинкт в животном мире отсутствует, а в осознанном виде встречается только у человека.

Если нечто подобное и встречается в природе, то оно имеет совершенно другой характер. Так, массовые «самоубийства» леммингов, часто приводимые в качестве примера, вызываются скоплением слишком большого количества этих зверьков у водных преград в поисках пищи, когда задние напирают на передних и сталкивают их в воду, заставляя тонуть.

В похожей ситуации иногда оказываются и люди: то есть активация программы самоуничтожения включается под влиянием погодных аномалий, плохой экологии и социальных причин. К ним относятся тяжёлые испытания во время войн и революций, а также воздействие тоталитарных учений, превозносящих само­убийство и смерть.

Классическим примером является «революционное» самоубиение членов тоталитарной секты «Храм народов» в ноябре 1978 года. Фанатизм религиозного движения, основанного в 1955 году Джимом Джонсом, беспрекословное подчинение своему полусумасшедшему гуру привели к тому, что более 900 его приверженцев, переехавших с ним в Гайану, выпили отравленный напиток, предварительно зарезав 270 своих детей, которые вовсе не хотели умирать.

Юный Вертер и бедная Лиза

После публикации в 1774 году сентиментального романа Гёте «Страдания молодого Вертера» огромное количество молодых людей, несчастных в любви, накладывали на себя руки, во всём копируя главного героя. Они так же одевались, так же разговаривали и даже стреляли себе в голову, как Вертер.

Мода на суицид, связанная с небывалым успехом романа (по сути, руководства к самоубийству), охватила всю Европу, побудив правительства некоторых стран запретить распространение этой книги. Многие тогда осуждали автора – величайшего немецкого писателя и мыслителя Иоганна Вольфганга Гёте. Ведь лавина подражательных самоубийств закончилась только к концу XVIII – началу XIX века.
Но она возобновлялась на примере новых кумиров. Так, вал имитационных самоубийств в конце XVIII века в России был порождён выходом сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в финале которой главная героиня по причине несчастной любви бросается в пруд.

Поскольку писатель точно указал место этого безрадостного события – Лисин пруд рядом с Симоновым монастырём в Подмосковье, – то и всё повествование воспринималось как подлинное событие. Пруд стал культовым местом для барышень, отвергнутых своими возлюбленными. В худшем случае они повторяли скорбный опыт бедной Лизы, в лучшем – ограничивались отчаянными надписями на монастырских стенах, а кора всех деревьев у водоёма была изрезана именами неверных любовников. В результате пруд как-то незаметно стал называться Лизин – благо, оставалось изменить лишь одну букву.

Автор: Аркадий Вяткин

Фотография: ©Shutterstock.com

Продолжение читайте в июльском номере (№7/2020) журнала «Чудеса и приключения»