Кто из нас не помнит культовый фильм «Ночь перед Рождеством» – экранизацию одноимённой повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссёра, «мастера киносказки» Александра Роу? Полнометражная цветная картина, вышедшая на экраны в далёком 1961 году. Прекрасные постановочные сцены, прекрасная игра актёров, спецэффекты без использования компьютерной графики.

По ходу сюжетной линии в одной из сцен проказник чёрт залетает «на огонёк» к «шалунье» Солохе через печную трубу. Ну и что? На то он и чёрт, что может себе позволить столь экстравагантный финт! Вот только очень похожая сюжетная линия прослеживается в народных преданиях в самых разных регионах нашей необъятной страны.

 В частности, в Поволжье, в Самарской и Ульяновской областях, народные предания и молва гласят о странных «ночных визитёрах», иногда залетающих в сельской местности через печную трубу к вдовам или одиноким женщинам. Взору случайного стороннего наблюдателя предстаёт следующая картина. Необычный светящийся объект, напоминающий небольшую шаровую молнию (плазмоид!) со стелющимся следом слабосветящимся шлейфом-хвостом, по сложной траектории приближается к избранному объекту и ныряет в дымоход.

У народов этой территории существуют самые различные названия этого феномена. У чувашей это «патавкабусь», или «пата кабусь», – «летучая голова», «птица-голова»; у мордвы – «Рахи» (змее-люди!); у русских – «огненный змей», «ночной жених» или просто «нечисть, чёрт».

Чаще всего в Поволжье этот феномен фиксировали и фиксируют в районе Жигулей и Самарской Луки, на северо-западе Самарской области. Хотя и в других местах двух вышеназванных областей он также проявляется, хотя и не столь часто.

Обычно такому событию предшествует ранняя и внезапная смерть мужчины, после чего к безутешной вдове начинает наведываться некая сущность, воспринимаемая женщиной как дух её преждевременно усопшего мужа. Он ходит по избе в темноте, вздыхает и даже ложится в постель к жене, начинает её ласкать. Всё привычно, всё напоминает прежнего хозяина дома.

Но вот только стоит женщине испугаться и начать читать молитву или внезапно зажечь свет, как незваный визитёр с лёгким шумом покидает облюбованное жилище. И тут уже не видно, через трубу или ещё каким другим путём. Наблюдателей снаружи, как правило, уже нет. Ведь та же народная молва, кроме прочего, гласит, что «огненный змей» залетает не ко всем женщинам, а только к склонным к чёрному колдовству. Поэтому-то случайные свидетели, испугавшись, очень быстро ретируются с места не совсем обычного события.

В других случаях «ночной жених» наведывается к одиноким незамужним женщинам или девушкам, тоскующим по ночам в своих постелях в ожидании суженого. И вот этот не совсем обычный «суженый-ряженый» иногда не заставляет себя долго ждать и проникает в дом довольно экзотическим способом, игнорируя запертую изнутри дверь. А потом тем или иным способом начинает домогаться хозяйки. Как правило, ночного гостя не видят, а только слышат и ощущают.

Бабушка моей жены рассказывала ей о похожем случае. В деревне, в Ярославской области, где она жила до Великой Отечественной войны, у её подруги от туберкулёза умер муж, ещё довольно молодой мужчина. Жена после его смерти сильно затосковала, прямо места себе не находила. Детей у них по какой-то причине не было, вот и впала женщина в жуткую депрессию. Даже из дому выходить стала редко.

По прошествии непродолжительного времени как-то раз встречает её бабушка Матрёна на улице и диву даётся. Словно подменили подругу, аж светится вся! Слово за слово, то да сё, кое-как выведала бабушка причину столь разительной перемены вдовы. Нехотя та поведала ей о странных ночных визитах. С её слов получалось, что стал к ней по ночам бывший муж наведываться и ублажать всячески: и поговорит с ней по душам, и приласкает, приголубит. На вопрос бабы Матрёны, с чего она решила, что это бывший муж, та удивлённо ответила, что, мол, я мужа своего, что ли, с кем другим перепутаю!

Бабушка поначалу решила, что у подруги совсем плохо с головой стало, что она от тоски и печали умом тронулась. Да услышала потом, как бабы на улице судачили, что с домом вдовы неладное творится. Чуть дело за полночь, так странный мерцающий огонёк в печную трубу ныряет. А после этого в хате голоса громкие, радостные слышны. Не иначе, говорят, как нечистый к горюющей вдовушке в гости наладился ходить. Тут-то только и поверила бабушка Матрёна, что не соврала ей подруга, что и взаправду кто-то посещает её по ночам. А уж чистый или нечистый, неведомо. Правда, вскоре вдовушка и сама зачахла, и богу душу отдала. Может, как и муж, тоже туберкулёзом болела или ещё по какой причине. То за давностью лет уже и не выяснить.

Что это или кто это? Современная наука не то чтобы не может дать ответа на этот вопрос, она им просто не занимается, считая все эти случаи либо банальным вымыслом, либо досужими россказнями сельских жителей.

А ведь на самом деле феномен существовал и существует. Мордва Поволжья, например, считает, что таким образом змее-люди, Рахи, своего рода энергетические сущности, реликтовые обитатели здешних мест, не зря почитаемых как «места Силы», передают свои знания обычным людям. После таких контактов Рахов с обычными женщинами, по их мнению, на свет появляются «дети Рахов», могущественные колдуны и знахари.

Или мы всё же имеем дело с явлением, называемым средневековыми инквизиторами инкубами, распутными демонами, а говоря современным языком – энергетическими сущностями, стремящимися к соитию с женщинами, которые томятся от одиночества, и питающимися их жизненной энергией? Вопросы пока остаются без ответа…

Виктор Тишаков

Фотография: Shutterstock.com