Взгляд художника

Встречи

Воспоминания Николая Ге о его жизни за границей и встречах с А.И. Герценом и другими современниками.   4 февраля 1894 г. Хутор 1857 года, весной, мы – я с женой – побежали за границу. Этот порыв, этот спех был свойствен тогда всем; долго двери были заперты, наконец – отворили, и все ринулись. Экзамен, получение медали, […]

читать далее »

 
 

Подражание Брюллову

Кумиром для художника-передвижника Николая Ге был великий Карл Брюллов. Первое, что сделал юный Николай, прибыв в Петербург на учёбу, – отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» – и не мог наглядеться», – вспоминал Николай Ге.   К сожалению, учиться у своего кумира ему не пришлось. В те годы […]

читать далее »

 
 

Михаил Нестеров «В.В. Верещагин»

Из книги «Давние дни: Встречи и воспоминания». Как-то в самом начале девятисотых годов я проездом из Киева был в Москве, повидал кого нужно, вечером сидел уже в поезде, ехал в Петербург. В купе нас было четверо. Рядом со мной, у двери, сидел молодой кавалергард-корнет. Напротив, у окна, – кавалергардский ротмистр. Оба такие породистые, красивые, элегантные […]

читать далее »

 
 

«Нужно не бояться жертвовать своей кровью…»

Первая крупная выставка картин Василия Верещагина состоялась в Петербурге в 1874 году. Залы Министерства внутренних дел, где она размещалась, с трудом вмещали желающих оценить работы художника. Тираж каталогов выставки численностью 30 тысяч экземпляров был полностью выкуплен.   В 2022 году исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904), сумевшего без прикрас […]

читать далее »

 
 

Всё в прошлом

Мог ли помыслить бедный крестьянский мальчик Вася Максимов, в десять лет оставшийся круглым сиротой и, подобно Ломоносову, прибывший в столицу вместе с сенным обозом учиться живописи, что станет он известным художником, а его картины будет покупать сам Павел Третьяков. Одна из самых известных работ русского художника-передвижника Василия Максимова (1844–1911) называется «Всё в прошлом». Хранится она […]

читать далее »

 
 

«Рабочий и колхозница»

85 лет назад на Всемирной выставке в Париже на весь мир прогремело имя советского скульптора Веры Мухиной. Созданная ею композиция «Рабочий и колхозница» для павильона СССР была признана «величайшим произведением XX века». Мы публикуем воспоминания скульптора Веры Мухиной о работе над композицией «Рабочий и колхозница». В мае 1936 года мы со скульптором Н.Г. Зеленской, моей […]

читать далее »

 
 

В мастерской Куинджи кипела молодая жизнь

27 января исполняется 180 лет со дня рождения русского художника, мастера пейзажной живописи Архипа Ивановича Куинджи. Сегодня мы публикуем отрывки из книги А.А. Рылова «Воспоминания», посвящённые его любимому учителю и замечательному пейзажисту А.И. Куинджи. Главным образом я работал дома. Писал картины и приносил профессору (А.И. Куинджи. – Ред.) на просмотр. Затеял я одну жанровую картину: […]

читать далее »

 
 

Крепость штриха и созвучие красок

В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения замечательной русской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871–1955). Её называют непревзойдённым мастером гравюры, более того, именно она возродила это искусство в России в начале ХХ века и положила начало возрождению русской оригинальной, в том числе цветной ксилографии.   Основатель объединения «Мир искусства», художник А.Н. Бенуа так отзывался […]

читать далее »

 
 

«Он брёл, разбитый сомнениями, потеряв веру в людей»

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835–1911) – выдающийся живописец, автор жанровых и исторических картин, а также ряда пейзажей. Вместе с В.Г. Перовым и Н.Н. Ге явился одним из главных организаторов созданного в 1870 году Товарищества передвижных выставок. В течение сорока лет Мясоедов был постоянным участником передвижных выставок, где экспонировал главным образом произведения на темы крестьянской жизни, большей […]

читать далее »

 
 

Оруженосец передвижнической рати

С творчеством позднего передвижника Якова Минченкова знакомы немногие. Причина банальна – большинство живописных работ художника погибло в годы Великой Отечественной войны, а местонахождение других неизвестно. В 1998 году на здании педагогического колледжа в городе Каменск-Шахтинский была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 1922 года по 1938 год работал художник-передвижник, автор книги «Воспоминания о передвижниках» […]

читать далее »

 
 

Юноша в золотом венке

Иногда достаточно просто внимательно вглядеться в творения художников, а затем подробнее почитать о них – и открывается совсем другой мир. Недоступный досужему зеваке, на полчасика забежавшему в музей. Даже дети, приведённые в ГМИИ им. А.С. Пушкина, сразу же начинают разглядывать фаюмские портреты, пережившие тысячелетия. Потому что это вполне реалистичные изображения, созданные в Римском Египте в […]

читать далее »

 
 

Куда уходит лестница?

Недаром с некоторых пор вошло в моду устраивать выставку одной картины. Когда зал наполнен десятками эскизов к ней, а в витринах выложены дневники и письма художника, проливающие свет на его замысел, произведение искусства становится чем-то большим, чем кажется нам по незнанию на первый взгляд. Эпоха Возрождения дала цивилизации художников, которые одновременно были смелыми естествоиспытателями – […]

читать далее »

 
 

Пророческие послания Конёнкова

Скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова уже при жизни называли «русским Роденом», а его произведения сравнивали с античной пластикой и Пергамом, «воскресшим в нашем искусстве». До Октябрьской революции он считался одним из самых известных скульпторов, работы его стоили настолько дорого, что приобрести их могли только очень состоятельные люди. Это уже в советскую эпоху мастера принизили до уровня […]

читать далее »

 
 

Нездешний жилец Врубель

В конце октября поздно вечером возвращался в свою мастерскую на Долгоруковской улице в Москве. Шел мелкий дождь. Мимо меня быстро прошёл человек, одетый в летнее пальто, с поднятым воротником, с опущенными в карманы руками. И вдруг я услышал знакомый голос: – Коровин… Я обернулся: передо мною стоял Михаил Александрович Врубель. Я не ожидал, что он […]

читать далее »

 
 

Лёвушка Бакст

Так Александр Бенуа назвал 9-ю главу первой книги своих бесценных воспоминаний, некоторые страницы которой мы предлагаем вашему вниманию.  Не Розенберг, а Бакст К дружескому отношению к Лёвушке Розенбергу у нас примешивалась и доля жалости. Он поведал мне и Валечке, как трудно ему живётся. Оставшись без средств после внезапной кончины отца – человека зажиточного (биржевого деятеля), […]

читать далее »

 
 
 
 
Яндекс.Метрика