СанчикС именем этого великого полководца связано много тайн. Одна из них – живут ли ныне потомки воинов, участвовавших в походе в Азию?

 Войска туда не заходили но…

Кандидатов на таких потомков немало. Наиболее известны нуристанцы (или калаши, кафиры), живущие в отрогах Гиндукуша на северо-западе Афганистана. В Таджикистане это изолированные группы бадахшанцев и ягнобцев. Квинт Курций, биограф Александра, рассказывает о покорении его войсками области под названием Бубацена. Исследователи пытаются сопоставить её с современным Бадахшаном. По официальной версии, войска туда не заходили. В 329 году до н. э. они прошли по территории современного Афганистана и со стороны реки Гильменд поднялись на гребень Гиндукуша. Дойдя до Сырдарьи, армия вернулась тем же путём обратно. Однако отдельные отряды могли побывать в Бадахшане. Там до сих пор рассказывают легенды об Искандере Зорканае – Александре Двурогом. И есть косвенное доказательство того, что грекам были знакомы эти места: в географических работах более позднего времени встречаются более или менее точные названия населённых пунктов данной местности.

Теперь о Ягнобе. Единственное и достаточно точное описание этого района обнаружено в записках исследователя Средней Азии М. Андреева, датируемых 1927–1928 годами, «Из материалов по этнографии Ягноба». Ягноб – небольшая высокогорная страна в Западном Таджикистане, расположенная в восточной части самого большого из притоков Зеравшана – реки Фанд. По преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и повернул в ближнее селение Тагфон, чтобы «принять пищу». Точных доказательств того, что царь побывал здесь, нет. Однако известно другое. Ягнобцы – прямые потомки жителей Согдианы, покорённой армией Александра. «Можно предположить, – пишет Андреев, – что ягнобцы были в своё время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе… сохранив свой загадочный язык, не похожий на язык ни одной из окружающих этнических групп».

«Происхождение 60 тысяч нуристанцев остаётся неразгаданным», – так записано практически во всех крупных исследованиях по истории Передней Азии. У многих калашей светлые волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы. Самая распространённая версия об их происхождении основана на их же собственных легендах. По одной – они потомки воинов Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По другой – остатки разведывательного отряда, посланного в Бажур, но взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой.

Известный английский исследователь Брюс указывает, например, на пережитки у них некоторых греческих религиозных церемоний. Их численность – около шести тысяч человек, и они были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедовали язычество. Утверждения некоторых журналистов, что калаши до сих пор поклоняются «древнегреческим богам», безосновательны, т.к. сейчас около трёх тысяч калашей – мусульмане. Они ведут замкнутый образ жизни, говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков. Однако почти половина слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов.

Внешность некоторых калашей действительно характерна для североевропейских народов, среди них нередко встречаются голубоглазые блондины. При этом учёные считают, что калаши не являются потомками воинов Александра Македонского, что североевропейская внешность объясняется сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешения с пришлым неарийским населением. Кроме калашей, подобными антропологическими характеристиками обладают представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Интересно, что калаши испокон веков пользовались мебелью, сами же её и мастерили. Они едят за столом, сидя на стульях, – этих «излишеств» никогда не было у местных аборигенов, они появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII–ХIХ веках, но так и не прижились.

Некоторые учёные ссылаются на Бабура, первого правителя из династии Великих Моголов, сообщавшего, что язычники-калаши употребляют в больших количествах крепкие виноградные вина, в то время как окружающие их племена и представления о них не имели.

В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита.

 Справка

Первые исследователи и миссионеры начали проникать в Кафиристан после колонизации Индии, но по-настоящему объёмную информацию про его жителей предоставил английский врач Георг Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан в 1889 году и живший там в течение года. Уникальность экспедиции Робертсона в том, что он собрал материал по обрядам и традициям кафиров до исламского вторжения. К сожалению, ряд материалов был утерян при переправе через Инд во время возвращения в Индию. Тем не менее, сохранившиеся документы и личные воспоминания позволили Робертсону издать в 1896 году книгу «Кафиры Гиндукуша».

На основе наблюдений религиозно-обрядовой стороны жизни кафиров, сделанных Робертсоном, можно утверждать, что их религия напоминает слегка трансформированный зороастризм и культы древних ариев. Основными аргументами в пользу этого утверждения могут служить отношение к огню и погребальный обряд.

Алексей Комогорцев, Николай Непомнящий

Продолжение читайте в мартовском номере (№3, 2016) журнала «Чудеса и приключения»