Храм_Симона_Канонита
Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Абхазия

За Иверской горой в Абхазии есть селение Анухва, где, возможно, прошло детство Иисуса.

 И выпал ей жребий

Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедовать Евангелие всем народам, они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, пожелала принять участие в метании жребия. Ей выпала страна под названием Иверия.

Идти самой на проповедь ей не пришлось – апостолы не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошёл вместо тебя, сверх собственного жребия. Избранником Марии стал Симон Кананит (Зилот), видимо, родственник, в своё время пригласивший её вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1–11). Завершив проповедь в своём уделе (у бриттов), он пришёл в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.

Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130–202 гг.). О «громадном значении» этого свидетельства говорит историк христианства М.Э. Поснов. Есть в этом вопросе и «религиозно-мистическая составляющая». В начале ХIХ века преподобному Серафиму Саровскому в откровении даётся сообщение о том, что Богородица имеет четыре удела на земле: первый – Иверия, второй – Афон, третий – Киево-Печёрская лавра и четвёртый – будущая Серафимо-Дивеевская женская лавра.

 На Кавказе есть гора

Сейчас эту страну называют Грузией, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала её в Мцхету на проповедь (315–340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – её удел. Впрочем, академик Н.Я. Марр считал эту версию нереальной и доказывал, что св. Нина проповедовала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.

В апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого христианского проповедника там немедленно содрали бы кожу как с «римского лазутчика»». Доступным для проповеди было только побережье Чёрного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживлённых торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.

Именно на это место (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь по её выбору проповедовал Симон Кананит. Неслучайно местом его мученической кончины является Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (не позднее V века, много раз перестраивавшийся) храм его имени. В часовне, поставленной русскими монахами в конце ХIХ века на вершине горы, в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб – тайный знак христиан I–II вв. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 году принимал активное участие Питиунтский (Пицундский) епископ Стратофил, свидетельствует о глубокой укоренённости христианства в Абхазии к этому времени.

Сама гора издавна считается «горой Богородицы», и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Ещё: «Под Иверской горой начинается подземный ход, который ведёт прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «Приближается время, когда всё истинное православие, которое останется на земле, соберётся вокруг этой горы».

Тонкий намёк на «удел Богородицы» содержится в раннехристианской легенде о том, что голубь принёс к изголовью усопшей Марии оливковую веточку из «земного рая». Но реальный библейский рай находился именно на территории нынешней Абхазии (как доказывают Лев Регельсон и Игорь Хварцкия в книге «Земля Адама». – Ред.).

Гора какая то
Анакопийская (Иверская) гора в Новом Афоне. Абхазия

 «Неувязка» в мифе о Геракле

В энциклопедии «Мифы народов мира» в статье «Абхазская мифология» известный абхазский историк и филолог Г. Дзидзария сообщает о существующем народном предании о том, что «Бог происходит из семьи Хеция». Совершеннейший абсурд, если учесть, что абхазы издревле веруют в Единого, Невидимого и Всемогущего Бога! Не отрицают, что есть и пророки, и ангелы, и даже русалки, но Бог есть Бог! При чём тут род Хеция?!

Мы с Игорем Хварцкия спросили об этом у одного из современных представителей этого рода, профессионального историка. «Дзидзария всё перепутал, – ответил он. – Из нашего рода происходит не Бог, а… Богородица». Час от часу не легче! Но… Стоило проверить, не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намёк на связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?

Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось сделать небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена Геракла.

Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью титана-богоборца Атланта находит эти яблоки. До сих пор мифологическая топография вполне «логична», но вот почему назад он возвращается через… Египет?! Где Кавказ и где Египет?!

Многие исследователи ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс. А ведь есть удивительно простое и логичное решение.

Дело в том, что название древнего Египта – Мыср (в Библии – Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище Мысра (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путём пришёл, таким и ушёл! Так что здесь имеет место нередкий в исторических преданиях «филологический казус»: предание о Геракле было записано, когда в памяти людей осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – Египет – знали все. Вот и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или в Керченском проливе, а на Гибралтаре, и лежащий за ними океан стал называться Атлантическим по имени Атланта.

 И сказал ему ангел: беги!..

Естественно было задуматься: если однажды такая географическая путаница произошла, не могла ли она повториться?

Что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу? «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Но мы же знаем, как тогда назывался Египет. Получается, что ангел сказал: «Беги в Мыср». Что если и здесь не Мыср-Египет, а абхазская Мысра? Тем более что никаких реальных признаков пребывания Святого семейства в Египте нет, только цветистые восточные сказки.

И вот ещё один важный аспект этой истории. В повествовании Матфея вызывает удивление поведение волхвов: догадавшись о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали семейство с собой? Может быть, всё же забрали и именно потому на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом («ушли другим путём»)? А пущенный (возможно, кем-то из близких) слух насчёт «ангела» и «Египта» закрепился в евангельском повествовании...

Допустим, это так. Тогда приобретает решающее значение то, откуда волхвы пришли. У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). А как это звучало на языке того времени – арамейском? Берём в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит (близкий арамейскому) и… испытываем настоящий шок! «Страна востока» звучит как «Эрец Мизрах», что означает «Страна Мыср». Причём толкование этого слова как «Египет» в данном случае исключается, потому что здесь оно означает именно «восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.

Волхвы – это адамитские жрецы, которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли не только для того, чтобы поклониться Ему, но и спасти Его от смертельной опасности, забрать с собой в землю Адама. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», то есть у себя в Мысре) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9), могла быть «Аныха»: так именуются движущиеся в воздухе огни, и поныне нередко наблюдаемые в святых местах Абхазии и почитаемые здесь как явления Божественной Силы. Астрономическое толкование появления рождественской звезды как «сближение планет» могло лишь указать приблизительное время рождения Мессии, но не место! В Евангелии же сказано, что звезда остановилась прямо над тем местом, где лежал младенец Иисус.

Святое семейство, прожив какое-то время на земле Адама, возвращается на родину после отстранения от власти Архелая, наследника Ирода: «Ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Это, согласно римским хроникам, произошло в седьмом году н.э. Несомненно, что семейство сразу же по прибытии пришло на поклонение в Иерусалим. Если считать реальной датой рождения Иисуса – шестой год до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и, пройдя обучение у адамитских жрецов, имел право и необходимые знания, чтобы проповедовать в Храме (Лк. 2:46), что, согласно Евангелию, Он и делает.

Лев Регельсон

Продолжение читайте в сентябрьском номере (№9, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , ,