shutterstock_333764111Високосные годы, к которым относится и 2016-й, традиционно считаются несчастливыми. В это время принято ждать бед и неудач. Насколько верны такого рода предсказания?

 В России високосный год вплоть до наших дней пользуется дурной славой. Повсеместно считается, что он знаменуется неурожаями, болезнями и войнами. «Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие, небывалые беды, – сообщают летописи. – 29-е число февраля високосного года... есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда будто и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся».

В високосный год 29 февраля отмечают Касьянов день. Св. Кассиан известен как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Однако в преданиях и легендах его образ рисуется как отрицательный. В некоторых местах, например, в Саранском уезде Пензенской губернии, он даже не считается святым и не признаётся русским, а имя Касьян слывёт как позорное. В Кадниковском уезде Вологодской губернии Касьяна называют «опальным» святым. В одной из легенд говорилось, что св. Касьян сначала был светлым ангелом, но соблазнила его нечистая сила, и, перейдя на сторону дьявола, тот шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впоследствии Касьяна всё же стала мучить совесть, и он раскаялся в своём предательстве. Тогда Господь внял мольбам грешника, сжалился над ним, но всё-таки из осторожности не приблизил к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому приказал заковать Касьяна в цепи и бить его три года тяжёлым молотом в лоб, а на четвёртый отпускать на волю.

 Страшно далёк от народа

Но не это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных к Касьяну, а главным образом его «немилостивое» отношение к бедному народу. Вот что говорится в другой легенде, записанной в Зарайском уезде Рязанской губернии. «Однажды Касьян вместе с Николаем Чудотворцем шёл по дороге, и встретился им мужичок, у которого воз застрял в грязи. «Помогите, – просит мужичок, – воз поднять». А Касьян ему: «Не могу, – говорит, – ещё испачкаю свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?» Николай же Чудотворец ничего мужику не ответил, а только упёрся плечом, налёг и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся риза в грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает: «Где это ты, Микола, выпачкался?» – «Я мужичку воз помогал из грязи вытаскивать». – «А у тебя отчего риза чистая, ведь вы вместе шли?» – спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу запачкать». Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год».

В Новгородской губернии крестьяне несколько иначе объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). «Св. Касьян, – говорят они, – три года подряд в свои именины был пьян и только на четвёртый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде, вот почему и положено ему быть именинником через три года раз!» Поэтому крестьяне не только не любят, но и боятся этого святого, считают, что у Касьяна недобрый взгляд: если он взглянет на скотину – околеет скотина, взглянет на человека – будет тому человеку великое несчастие… «Глаз Касьяна» считается настолько опасным, что в день 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось какое-нибудь несчастье. Особенно опасным считается выходить до солнечного восхода. А в Орловской и Рязанской губернии крестьяне стараются проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время.

В Вологодской губернии к характеристике св. Касьяна прибавляют ещё одну черту, которая рисует этого святого врагом человеческого рода. Здесь существует легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор. В Вятской же губернии к этой легенде присовокупляют, что сам Бог приказал образ св. Касьяна ставить в церквах на задней стене, над входною дверью.

 «Дважды шестой»

По-гречески bisextos, а по-латыни bissextus означает «дважды шестой». Високосный год назван по дополнительному, 366-му дню: таким у римлян было второе 24 февраля, которое по их счёту (с первого дня следующего месяца в обратном порядке) было шестым.

Первоначально римляне, как и греки, исчисляли время лунными годами. До VII века до н. э. римский год состоял из десяти месяцев и начинался в марте. Четыре месяца состояли из 31 дня, остальные – из 30. Таким образом, первоначально римский год продолжался 304 дня. Согласно легенде, второй римский царь Нума Помпилий, правивший после Ромула, провёл множество реформ, желая «размягчить железный римский народ и сделать его кротким и справедливым». Одной из реформ Нумы было упорядочение римского календаря. В календаре появились январь и февраль, а год приобрел почти привычный для нас вид: в нём было двенадцать месяцев, однако семь месяцев имели по 29 дней, четыре – по 31, а один – 28 дней.

Продолжительность римского года составляла 355 дней. Начало каждого месяца римляне также определяли по рождению новой луны. Но продолжительность солнечного года была длиннее, поэтому календарный римский год отставал на 10–11 суток. Несовпадение лунного и солнечного года приводило порой к забавным казусам: праздник жатвы подчас приходилось отмечать зимой. Поэтому римляне периодически вводили в календарь дополнительный месяц – марцедоний, насчитывавший 22–23 дня, помещая его не в конец года, а между 23 и 24 февраля: дополнительный, тринадцатый месяц необходимо было «спрятать» от взора богов.

Дабы привести календарь в порядок, Юлий Цезарь по совету астронома Созигена в 46 году до н. э. провел новую реформу. В год реформы добавили два дополнительных месяца: по 33 и 34 дня каждый, поместив их между ноябрём и декабрём. Из-за своей удивительной продолжительности год получил название «беспорядочного» или «года замешательства».

После реформы новый, 45-й год до н. э. стал насчитывать 365 дней. Появился и новый календарь – юлианский. На Никейском соборе в 325 году юлианский календарь был признан обязательным для всего христианского мира. За начало летоисчисления было принято создание Адама, произошедшее в пятницу, 1 марта первого года мироздания. Юлианский календарь просуществовал до конца XVI века. Но поскольку он не соответствовал тропическому году, а был длиннее его на 11 минут и 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет – десять дней. Столь существенное различие влияло, в первую очередь, на вычисление дня Пасхи.

В 1582 году Григорий XIII созвал специальную комиссию, которая занялась усовершенствованием юлианского календаря. Чтобы максимально приблизить календарный год к тропическому, было решено сократить число високосных лет. Однако и новый календарь, получивший название григорианского, имеет погрешность: за 3280 лет расхождение календарного года с тропическим составит сутки. Ясно одно: идеальных календарей нет, високосные годы неизбежны, а вот рассказы о том, что эти годы непременно приносят несчастья, не более чем суеверия. Если проследить статистику трагедий в обычные, не високосные годы, то их окажется примерно столько же.

Наталия Лескова

Фотография — shutterstock.com ©

 

Теги: , ,