Рождество Иисуса. Художник Джотто. Ок. 1310 г. Фрагмент фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи1

Продолжая отмечать четвертьвековой юбилей нашего замечательного журнала, было бы интересно затронуть тему загадочных артефактов, изредка всплывающих в бурных водах Леты. Вспомним хотя бы, сколько копий сломали историки и церковники вокруг вопроса подлинности знаменитой «Христовой плащаницы»! Многое до сих пор в этой истории вызывает недоуменные вопросы, и автор как физик предлагает свою интерпретацию тех далёких событий.

Знаменитая христианская реликвия, известная как «Туринская плащаница», на первый взгляд не содержит чего-то необычного. Большое желтоватое покрывало цвета слоновой кости покрыто светло-коричневыми пятнами, среди которых выделяются следы давнего пожара – две тёмные полосы. И лишь внимательно вглядевшись, можно заметить, как пятна сливаются в поразительную картину обнажённого мужчины, так напоминающего снятого с креста Христа.

Уже первые фотографии более чем столетней давности открыли сенсационный факт – изображение негативно! Тут же возник вопрос: могли ли в природе возникнуть условия для появления подобного негатива?

Это привело к полузабытым экспериментам 80-х годов XIX века, которые проводил замечательный русский учёный Яков Наркевич-Иодко. В ходе своих опытов он сделал удивительное изобретение, которое назвал «электрография».

Так русский учёный получил снимки «электроактивированного тела человека». Для этого он один из полюсов вторичной обмотки катушки Румкорфа соединял с расположенным на высокой башне изолированным металлическим стержнем, а другой – с металлической пластинкой, погруженной в сосуд с подкислённой водой. Взяв в руку электрод-пробирку, исследователь другой рукой на мгновение прикасался к светочувствительной пластинке, которая после проявления служила негативом для фотографии.

От отдельных органов первый русский электрофизиолог перешёл к «полному электрографированию человеческого торса». Для этого над телом лежащего человека размещался экран, смоченный специальным электролитом. После просушивания на нём выступили «электрографические отпечатки тела», по которым Наркевич-Иодко пытался диагностировать ранние стадии различных патологий. В 1892 году он провёл несколько демонстрационных лекций в Санкт-Петербургском институте экспериментальной медицины и впервые продемонстрировал матерчатые покрывала с отпечатками «электрической эманации» (то есть излучения) организма человека.

Олег Арсенов

Фото:Shutterstock.com

Продолжение в №12 журнала «Чудеса и приключения», стр. 24 — 29