Два века разделяют вымышленного литературного персонажа и реального, живущего здесь и сейчас, художника. Но как похожи по накалу страстей, судьбоносных коллизий и даже по образу и духу бытия эти удивительные люди.

Иван Северьяныч Флягин – главный герой пронзительной повести Николая Лескова «Очарованный странник», несомненно, образ собирательный. Трудно поверить, что все те сюрпризы, которые уготовила ему судьба, мог пережить, пересилить один человек, да ещё и выйти из трудных ситуаций достойно. Но ведь верим мы тому, что поведал нам классик. Верим. Почти…

Жизнь мастера кисти Виктора Зосимовича Саплина, картины которого навечно запечатлели теперь уже ушедшие в небытие образы и натуру, во многом созвучна земному пути литературного героя. У них даже имена-отчества чем-то похожи. И если вы сравните судьбы Флягина и Саплина, то откроете для себя просто мистические совпадения. Они и корнями своими произрастают из одной и той же местности – с земли орловской. Виктор Зосимович родился в суровом 1937 году в Москве. Он стал самым младшим ребёнком в большой крестьянской семье, бежавшей в конце 1920-х из села Верхние Залежи Орловской области в столицу от бесчинства продотрядовцев, отобравших у сельчан весь хлеб и без всякой жалости поставивших семью у последней голодной черты. Но Зосим Евтропович – отец будущего художника, как и лесковские герои, слыл мастером на все руки – ему был знаком не только труд на пашне. Он умел столярничать и плотничать, класть печки, потому и без особого труда сумел устроиться на завод «Динамо».

Там и застала его война. Но на фронт, в отличие от брата, сложившего голову в окопах под Тверью, Саплина- старшего не отправили – он трудился всю войну на оборону. А семья уехала в эвакуацию на Орловщину к родственникам и оказалась на два года под пятой фашистов. В их доме поселились немецкие офицеры. И первые детские впечатления, навечно врезавшиеся в память маленького Вити, стали самыми страшными. Мальчуган тогда едва не погиб. Причём дважды! Первый раз его хотел застрелить нетрезвый лейтенант за то, что ребёнок нечаянно разбил чашку и облил офицера кипятком: поставил испуганного и побледневшего Витю к стенке и навёл на него парабеллум. Но за мальца заступился другой офицер, объяснивший позднее на пальцах, что у него дома остался похожий белобрысый сынишка. В другой раз ребёнка спасла мать – заслонила своим телом от брошенной фашистами в погреб, где пряталась семья во время боя в селе, гранаты. Так мальчик, а с ним ещё братик и сестрёнка стали сиротами. Только через три года после окончания войны отец сумел разыскать по детдомам своих детей. Разве не лесковский сюжет? Сколько за всеми этими перипетиями стоит страданий! И впечатлений. Наверное, в том числе и так человек становится художником.

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Целиком статью можно прочитать в журнале «Чудеса и приключения» №11/2019

Теги: , ,