Одними из самых дорогих в мире произведений российских художников-авангардистов считаются сейчас непревзойдённые работы Юрия Анненкова. Произведения непризнанного когда-то на своей Родине мастера ныне пользуются баснословным успехом на аукционах Christie's и Sotheby's. В чём же таится секрет такой популярности?

Впервые подробно познакомиться с творчеством знаменитого художника, иллюстратора, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, предлагает в эти дни Музей русского импрессионизма. Здесь открыта выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». На ней представлено более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.

Название выставки метафорично: навсегда покидая молодое советское государство летом 1924 года, Анненков оставил за условной «дверью» революцию и её неоднозначные последствия. Большая часть его жизни прошла во Франции – он скончался в Париже летом 1974 года в 84-летнем возрасте. В наше время интерес к творчеству Анненкова снова растёт – не только в России, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе – здесь с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на различных аукционах.

Наибольшую известность в России и мире Юрий Анненков снискал как портретист. Художник мастерски запечатлел крупнейших политических и культурных деятелей первых послереволюционных лет: Льва Троцкого, Всеволода Мейерхольда, Анатолия Луначарского, Айседору Дункан, Анну Ахматову, Максима Горького, Корнея Чуковского. Причём он сумел на первый взгляд скупыми чёрно-белыми упругими линиями передать самую суть своих героев. Знаковые образы ярких личностей теперь символизируют и революционный период в целом. Например, престижный журнал Time поместил в своё время на обложку портрет Льва Троцкого именно работы Анненкова.

Гений Анненкова проявился и в театральной деятельности. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 постановок, при этом важнейшим на сцене становилось не просто воспроизведение действительности, а передача эмоционального состояния героев. Ему посчастливилось работать с лучшими театральными режиссёрами своего времени: Николаем Евреиновым, Фёдором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом. На выставке музей показывает эскизы декораций и костюмов для постановок российских и французских театров, а также для массовых зрелищ в Петрограде – «Гимн освобождённому труду» и «Взятие Зимнего дворца».

Третья ипостась выразилась в книжной графике. Мистическими прерывистыми линиями художник порой самым непостижимым образом трактует литературные образы. Зачастую он сводит до минимума второстепенные детали и оставляет самую суть изображаемого. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Он способствовал знакомству Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли мастеру в конечном итоге завоевать популярность в художественных кругах. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать», часть из которых также представлена на выставке.

Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член Творческого союза художников России