Для зрителя с богатым воображением достаточно одного взгляда, чтобы проникнуться идеей, которую воплотил в серии «Смутное время» художник Валерий Рябовол. И уловить далёкие, словно раскаты затихающей грозы, но почти что реальные звуки суровой эпохи, подвигнувшей его на создание этих произведений.

Примечательно, что автор словно предвидел, прикасаясь кистью к бумаге, что ждёт в ближайшие годы разваливающийся СССР – акварельные образы проникнуты смутной тревогой, таинственными предчувствиями, ожиданием перемен – многим из нас ещё памятны переживания 1991–1993 годов.

Само название серии «Смутное время», которая создавалась на пике перестройки, в 1987 году, предопределило судьбу картин. Они почти десятилетие находились под негласным запретом. Новая Россия и «Смутное время» – такого быть не могло, считали чиновники от культуры. И ошиблись…

Начало XVII века. Действительно «Смутное время», мрачная эпоха и кульминация событий – сдача изнурёнными польско-литовскими интервентами московского Кремля в пасмурном ноябре 1612 года. Время героев и авантюристов, Марины Мнишек и князя Пожарского, смекалистого Кузьмы Минина и неистового Ивана Болотникова, разнузданных Лжедмитриев и неукротимых ясновельможных панов. Художник Валерий Рябовол, по собственному признанию, начал работу над серией по какому-то странному импульсу, по «голосу сверху». Работал до тех пор, пока «на картинах не зазвучал гул истории», и сумел, по оценке простых зрителей и строгих искусствоведов, с невероятной силой передать не только трагедию русского народа, но также и мощь народного единства, пафос духовного возрождения России. Причём сам мастер почувствовал и в себе глубочайшее осмысление всего того, что происходило в стране четыре века назад. Буквально ощутил силу переживаний своих далёких предков.

Для изображения сюжетов автор использовал лёгкие, светоносные акварельные краски. А работа в такой технике необычайно трудная. Акварель, глубоко проникая в бумагу, сложно поддаётся корректировке. Зато технология такого рода, по словам художника, приучает к ответственности.

Сделал мастер и ещё одно признание, подчёркивающее мистическое происхождение творческого импульса, подвигнувшего его на создание серии «Смутное время». Когда эти работы наконец начали наперебой выставлять столичные и провинциальные галереи, когда акварели получили высочайшую оценку арт-критиков и художнику стали поступать предложения продать их, а также создать новые на эту же тему, «гул эпохи» стал затихать, вдохновение прошло. Появились новые замыслы, художника захватили новые сюжеты. А за продолжение или расширение серии «Смутное время» он взяться так и не сумел.

Заслуженный художник России Валерий Андреевич Рябовол родился в 1944 году в городе Северо-Задонское Тульской области. Выпускник художественного училища «Памяти 1905 года» и ВХПУ им. С.Г. Строганова, где сам преподаёт уже на протяжении многих лет. Возглавляет секцию графики в Творческом союзе художников России. Произведения мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, ряде столичных музеев, в галереях и музеях Архангельска, Калуги, Ярославля, в частных коллекциях США, Испании, Румынии, Италии, Франции, Великобритании.

Марина Александрина

Похожие статьи:

Теги: , , , ,