Мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем. Это убедительно доказывает своими картинами канадский художник Роберт Гонсалвес.

Впитав творчество своих великих предшественников – живописцев Сальвадора Дали, Ива Танги, Рене Магритта, Маурица Эшера, Гонсалвес создал свой мир магических иллюзий. В его работах переплетаются реальность и вымысел, объекты и субъекты плавно перетекают из одной ипостаси в другую.

Эти кажущиеся незаметными метаморфозы волшебным образом объединяют мир реальный и мир иллюзорный. Тем самым художник говорит своим живописным языком, что всё вокруг нас взаимосвязано.

Роберт Гонсалвес (1959–2017) родился в Канаде, в городе Торонто, в цыганской семье. Интерес к живописи проявился у него довольно рано. В 12 лет его уже интересовали архитектура, перспектива, всевозможные конструкции. Окончив колледж, он даже некоторое время работал архитектором, одновременно создавая фрески и театральные декорации, в которых начал свои эксперименты с иллюзией реальности. А после удачного выступления на выставке уличного искусства в Торонто в 1990 году он полностью посвятил себя живописи.

Его картины полны удивительного магнетизма, от них невозможно оторваться, они постоянно притягивают взгляд. В них хочется вновь и вновь искать скрытые смыслы, пытаться разгадать зашифрованное послание художника. Стиль, в котором творил этот замечательный живописец, называют магическим реализмом, хотя его также причисляют и к сюрреалистам.

Но его работы отличаются от сюрреалистических тем, что изображения являются результатом планирования и сознательного мышления. Гонсалвес очень умело вплетает магию во вполне реалистичные сцены.

При внимательном изучении картин художника понимаешь, что ничего фантастического или выдуманного в них нет. Но в целом любая композиция, созданная художником, нереальна. Это удивительное умение стирать грань в переходах между одной реальностью и другой на одной и той же картине превращает Гонсалвеса в настоящего волшебника, который своей кистью преобразует привычные предметы, создавая неожиданные образы. И здесь художнику помогает знание законов перспективы для незаметной подмены одних предметов на другие. Если с одной стороны картины предстают предметы неживой природы, то с другой стороны они превращаются в людей или животных. И совсем непросто с первого взгляда обнаружить этот плавный переход из одной реальности в другую.

Тем самым художник возвращает нас всех в мир детских грёз, когда кажется, что всё возможно, а мечты и фантазии могут стать реальностью. Одной из характерных работ художника, в которой он мастерски обращается с перспективой и светом, можно назвать картину «Белые паруса». Парусники, скользящие по глади моря, и небо, покрытое белыми облачками, превращаются в уходящий вдаль фантастический акведук… Такую же иллюзию можно наблюдать и во многих других работах: караван верблюдов, бредущий по пустыне, оказывается пальмовой рощей, а водопад – на самом деле спускающимися с горы монахами или танцующими девушками…

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Теги: , , ,