Боль и страдания, ужасы и кошмары всегда ассоциируются у нас с чем-то тёмным и мрачным. Именно такими их и изображают на своих картинах мастера хоррора.

Французский художник Дадо (1933–2010), родившийся в Черногории, в своём творчестве использовал, наоборот, светлые пастельные оттенки. Но благодаря такому приёму его произведения вызывают настоящий шок. Что же хотел передать мастер, настоящее имя которого Миодраг Джурич, своими работами? Во многом это так и остаётся загадкой. Возможно, на его творчество повлияли непростое детство, война, ранняя потеря матери…

Интерес к изобразительному искусству у Дадо проявился рано, семья поддержала его желание развивать свой талант, и он начал серьёзно заниматься живописью. Он учился в Академии изящных искусств в Белграде, в 1956 году покинул родину и обосновался в столице Франции. Здесь он много работал и спустя два года представил публике свою первую персональную выставку. Картины сразу же произвели впечатление на искушённую парижскую богему. Молодой человек даже получил поддержку от известного французского художника и скульптора Жана Дюбюффе.

В 1960 году Джурич поселился в здании бывшей водяной мельницы в Эрувале на севере Франции. Это место стало его творческой меккой и пристанищем до самой смерти.

Первоначально художник, создавая свои неповторимые шедевры, использовал карандаши и тушь. Он также прибегал к смешанной технике с использованием гуаши, создавая впечатляющие коллажи. Позже он отдал предпочтение маслу, иногда применяя акриловую краску. Помимо холста писал свои работы на дереве.

Хотя его творческий почерк весьма узнаваем, сам стиль и техника живописи развивались на протяжении многих лет. Художник постоянно находился в поиске и постепенно отказался от прорисовки деталей и точности изображения в пользу более красочных и динамичных композиций.

Первое впечатление от просмотра картин Миодрага Джурича может быть даже приятным, но когда внимательно начинаешь разглядывать детали, становится жутко. Существа, изображённые художником, гротескны, болезненны и порой даже вызывают омерзение. На лицах этих образов, созданных богатым воображением Дадо, написаны боль и страдания, на телах видны неприятные опухоли и отростки, да и сами тела какой-то неправильной формы. На самом деле пастельные оттенки только придают таким картинам, как «Большая ферма», ещё больше жути из-за того, что они редко используются в подобных сюжетах.

Кроме живописных полотен Дадо создавал также гравюры, скульптуры, карандашные рисунки. В 1990-х годах он участвовал в нескольких крупных проектах по созданию фресок. Среди них – фрес­ка «Страшный суд» в одной из часовен в коммуне Жизор.

Работы Дадо находятся в коллекциях Центра Помпиду, Национального музея современного искусства, в Национальной библиотеке Франции.

Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член Творческого союза художников России