Австрийский живописец и график Эгон Шиле не дожил даже до тридцати лет – его скосила «испанка» в 1918 году. Но он успел стать одним из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма своего времени. Правда, истинную славу Шиле приобрёл через десятилетия после кончины.

Эгона Шиле (1890–1918) называют несравненным рисовальщиком, исследователем человеческого тела, с помощью которого он стремился изучить и извлечь на поверхность потаённые смыслы своей собственной души. За короткий жизненный и творческий путь он смог занять переломное место в искусстве и оказать значительное влияние на современные перформативные практики.

Его художественное наследие насчитывает около 300 картин и несколько тысяч рисунков. На формирование неповторимого авторского почерка особое влияние оказали два известнейших художника – Винсент Ван Гог и Густав Климт, с которым Шиле был хорошо знаком.
Даже век спустя после смерти художник продолжает своим творчеством волновать умы и сердца любителей живописи во всех уголках мира. Так что путь к истинному познанию его работ ещё далеко не окончен. Настоящую международную славу Шиле получил в начале 60-х годов прошлого века после больших экспозиций в Англии и США. А начиная с 1980 года художник становится популярным у самой широкой публики.

Борясь за полную художественную свободу, он пытливо исследовал человеческое тело, работая с ним как с созидательным материалом, при этом нередко нарушая общепринятые культурные табу.

На его рисунках ломаные угловатые очертания фигуры резко контрастируют с нейтральным фоном, что способствует возникновению чувства отчуждённости реального облика и усиливает экспрессию.

Шиле мало уделял внимания визуальной эстетике физической формы и не пытался цветом достоверно передавать естественность плоти. Он эффектными, грубыми и широкими мазками стремился передать живую энергию с помощью световых эффектов. В произведениях он часто использовал толстый белый контур, обрисовывая фигуру, словно создавая ауру. Шиле так пояснял свой метод работы: «Когда я вижу себя целиком, я должен видеть себя и знать, чего я хочу, знать не только что происходит внутри меня, но и насколько я способен выглядеть, какие средства находятся в моём распоряжении, из каких загадочных субстанций я создан и что из той большой части я воспринимаю и воспринял до сих пор. Я вижу, как я испаряюсь, выдыхаюсь всё больше и больше, колебания моего астрального свечения становятся всё быстрее, прямее, проще, подобно великому проникновению в мир…»

В своих духовных поисках художник обращался также к миру природы, сельским пейзажам и городским ландшафтам. Искусство Шиле на самом деле универсально и открыто к постижению. Не случайно он предрёк ещё в начале XX века: «Нет современного искусства, есть искусство, а оно вечно».

Но многое в его творчестве остаётся загадочным и поныне. Как отмечал один из его близких друзей в 1913 году, «тесный контакт с Шиле не даёт никаких ключей к решению загадок его искусства». Хотя попытаться разгадать его символический язык можно. Например, с помощью источников, которые его вдохновляли. Это, в частности, цветные куклы яванского театра теней, магическая красота танца и патологическая выразительность, которая была свойственна и самому художнику.

Говоря о творчестве Шиле, нельзя не упомянуть доминирующий мотив в его творчестве – автопортрет. Основная масса этих работ не укладывается ни в одну категорию автобиографических портретов. Художник предстаёт на них в необычных позах, с притворными и беззастенчивыми жестами. Создаётся впечатление, что он с маниакальным интересом изучает своё тело и пытается будто со стороны заглянуть внутрь себя.

Увидеть воочию загадочные работы мастера можно в столичном Музее печатной графики на выставке «Метафизика тела» до 9 августа 2020 года.

Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член Творческого союза художников России