Налево пойдёшь – в подземное царство попадёшь, направо пойдёшь – в гостях у лешего окажешься, прямо отправишься – ожидают тебя похождения в подводном царстве…

Именно с такими приключениями могли встретиться все посетители необычного выставочного проекта Государственной Третьяковской галереи. В Новой Третьяковке на Крымском Валу (бывшем здании Центрального дома художника) впервые был представлен необычный по формату проект: выставка-путешествие. Это своеобразная прогулка между мирами классического и современного актуального искусства, главным действующим лицом в котором становится сам зритель. Иммерсивная выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» позволила погрузиться в фантастический мир русского фольклора, где оригинальные инсталляции успешно соседствуют с так хорошо знакомыми нам хрестоматийными произведениями классической живописи.

Впервые на этой выставке вместе были продемонстрированы три важнейшие картины Виктора Васнецова: «Три царевны подземного царства» (1879–1881) и «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, а также «Царевна-лягушка» (1918) из постоянной экспозиции Дома-музея В.М. Васнецова.

Экспозиция состояла из трёх больших разделов – трёх царств: Подземного, Лесного и Подводного. В какой из миров «погрузиться» первым, выбирал сам зритель. Навигация выставки была построена так, что после каждого царства ты вновь оказываешься у камня на распутье и решаешь, куда же отправиться теперь. На пути не раз встречается Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Царь-девица, леший, русалка или даже ковёр-самолёт… Все эти дивные персонажи хорошо знакомы нам по сказкам, фильмам и картинам. У каждого художника и режиссёра были и есть свои представления о том, как должны выглядеть эти фантастические герои. Посмотрите теперь на них и вы.

Помимо трёх царств выставка предлагала глубже погрузиться в мир русской сказки. Это можно сделать через изобразительное искусство, пройдя путь от работ Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, видеофрагментов спектакля Роберта Уилсона «Сказки Пушкина», поставленного в Театре Наций, произведений современных художников — к самым узнаваемым образам из советского кинематографа и мультипликации. А также совершить путешествие по мирам русского фольклора через сказки, былины и былички и ещё пройти через природные стихии: пространства подземелья, леса и воды, в которых и происходят основные события знакомых с детства сюжетов. Фоном такого путешествия стали аудиозаписи сказок, сделанные в этнографических экспедициях в разных уголках России. Всё это рождает новые интерпретации хорошо знакомых произведений и даёт возможность зрителю размышлять о многочисленных подтекстах сказочных сюжетов.

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР