Удивительно, но факт: сакральную суть полученного при рождении имени – Иосиф – этот грузинский художник подтвердил своей наполненной творческими событиями жизнью сполна.

Иосиф Самсонадзе (1934–1993) обладал не только «Богом данным» поразительным талантом, но и пророческим даром. Примеров тому немало. К своей персональной выставке в Тбилиси в 1988 году он создал картину «Избиение», на которой были изображены солдаты, которые, прикрываясь прозрачными щитами, «укрощали» оружием толпу, а на переднем плане ребёнок смотрел на зрителей. Уже через год в Тбилиси у Дома правительства силовики избивали группу протестующих, погибли женщины и подростки… А сама картина сгорела спустя ещё два года, во время очередных массовых гражданских выступлений на проспекте Руставели.

Не менее знаковой оказалась и работа «Инфаркт», созданная в 1991 году, за пару лет до скоропостижной кончины художника, не пережившего крушение своих идеалов. Ощущение приближающейся катастрофы, развала великой страны он переживал очень глубоко, что и отразилось в последних творениях мастера: «Потерявшие путь», «Слепцы», «Власть»… Иосиф Самсонадзе видел не только то, что происходило на улицах, но и чувствовал, что происходило в сердцах людей. Последней работой художника стала незаконченная картина «Завещание», он только успел наметить тушью задуманный сюжет…

Уникальность картин Самсонадзе не только в сюжетах и аллегориях, но и в смешанной технике произведений. Художник разработал её сам. Но, как отмечает его дочь Нино, это было вынужденное изобретение. При отсутствии мастерской, в обычной квартире Самсонадзе просто не имел возможности писать маслом. Потому он и выбрал такой вариант: создавал картины после рабочего дня, вечерами дома за своим столом, используя тушь и акварель.

Впрочем, Иосиф Самсонадзе более известен как мультипликатор, его не случайно называют классиком грузинской мультипликации. Целых 35 лет он отдал работе на киностудии «Грузия-фильм». С его участием создано более 60 рисованных фильмов. А как автор-режиссёр, художник-постановщик и мультипликатор в одном лице он создал 12 фильмов, вошедших в золотой фонд советской кинематографии. Кроме того, занимался книжной иллюстрацией и считался одним из мастеров грузинского шрифта.

Иосиф Самсонадзе чурался славы и признания, ему был важен сам процесс творчества. Именно эта свобода и независимость в советское время позволили ему создавать свой мир образов и тем. Своеобразный сказочный мир, истоки которого можно найти в персидских миниатюрах, грузинских перегородчатых эмалях, фресках, был миром мудрости и размышлений.

Уже в детстве он рисовал так, как подсказывало воображение, но сразу ступить на художественную стезю не получилось. По настоянию деда он окончил сначала философский факультет Тбилисского университета, а только затем поступил в Академию художеств и одновременно начал работать на студии «Грузия-фильм». И одновременно с этим рисовал для себя и для тех зрителей, которые приходили на его выставки. Принципиально не продавал свои картины, исключение делал только для музеев.

После смерти Самсонадзе его работы хранились в Москве, в семье наследников, и были недоступны широкой публике. Творчество великолепного художника – яркого представителя грузинской школы только в наше время начинает свой большой путь к зрителю. В столице и Подмосковье было организовано несколько выставок произведений Самсонадзе. А недавно в столичном Музее Востока состоялась масштабная экспозиция работ художника перед их возвращением в Грузию, на родину мастера.

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Теги: , ,