Жанр индустриального и урбанистического живописного пейзажа стал необычайно созвучен нашему времени. Суровый и магический одновременно, он понятен и близок горожанину и манит своей завораживающей фантасмагоричностью человека, далёкого от реалий жизни в мегаполисе.

Именно в такой манере и работает художник Павел Отдельнов, создающий шедевры, которые поражают зрителя глубиной проникновения в самую суть предмета. Мастер обладает несомненным даром привлечь внимание к постсоветскому унылому урбанизму городских окраин, умеет представить на холсте подобные пейзажи так, что они вызывают из глубин подсознания воспоминания о давнем прошлом и тревожат душу и сердце. Изображать красивое гораздо проще, яркими красками доводя его до совершенства, а так умело выразить повседневность дано далеко не каждому.

И мастер вовсе не эпатирует публику, воспевая в своих произведениях безликие дома, башни ТЭЦ, торговые центры, заправочные станции, автострады. Как поясняет художник, его занимает проблема видения настоящего, текущего времени: «Можно легко представить себе образы прошлого через предметы и стиль времени, но у настоящего нет образа. Реальность ускользает от взгляда и мимикрирует под повседневное, обыденное, делается неразличимой. Мне представляется возможным ухватить настоящее, если смотреть на происходящее своеобразным «медленным взглядом». Тогда можно заметить, как вырастают эстакады и торговые центры, растут города и возникают новые световые потоки, управляющие жителями мегаполиса».

Арт-критики высоко оценили серию работ художника на столь неоднозначную тему. Несколько лет назад мастер был вдохновлён московским районом Западное Дегунино, преимущественно состоящим из промышленных зон и панельных домов. Его авторская интерпретация архитектуры спальных районов с единичными индустриальными объектами в бесконечном заснеженном пространстве вызвала огромный интерес. Не менее удивителен и другой проект художника – «ТЦ», посвящённый торговым центрам, выросшим в спальных районах города в благополучные нулевые годы. Художник изобразил яркие коробки торговых центров, окружённые ветхими панельными домами, как своеобразные инородные объекты.

Ещё один творческий проект мастера – «Белое море. Чёрная дыра» – результат историко-художественного исследования истории родного города Дзержинска средствами живописи и документального кино. Картины изображают руины заводов восточной промзоны столицы как объекты экологического ущерба. Они написаны на основе спутниковых фотоснимков.

В одном из интервью Павел Отдельнов признался: «Мои работы – не воспевание красот и не обвинение в безликости. Для меня самого это свидетельство того, как меняется мой собственный взгляд на постсоветскую реальность. Я сам не заметил, как привычный пейзаж стал казаться руинами прошлого, своего рода современной античностью, которая смотрит на нас окнами панельных домов. И этот взгляд прошлого завораживает. Возможно, сейчас появилась достаточная временная дистанция, чтобы можно было по-новому увидеть наследие советской застройки 1960-х – 1980-х годов».

Давайте и мы попробуем взглянуть на это наследие глазами художника.

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР
Фоторепродукции предоставлены Павлом Отдельновым

Подробнее в №6/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 94 — 96

Похожие статьи:

Теги: ,