Сопереживание, размышление, сотворчество – таковы, пожалуй, главные идеи, которые заложены во все произведения нашего современника – скульптора Ивана Коржева. Его мастерство не ограничивается реалистичной монументалистикой. Он ещё и художник–график, и мастер инсталляций, и виртуоз дизайна, постоянно находящийся в поиске духовных и нравственных ориентиров.

Он может порой позволить себе не задавать скульптурам явных сюжетных рамок, и тем они становятся необычнее. Как, например, композиция «Псы Авеля», созданная по законам ещё малоизученной области современной квантовой электроники – спинтроники: «Смерть Побеждающий», «Зависть Разящий», «Хранящий от Убийства», «Против Ненависти Стоящий». Невольно возникает мысль, что эти образы пришли из будущего или… из параллельного мира.

Другая, уже совершенно реалистичная, серия «Дервиши» наполнена в то же время ярким мистицизмом. Аскеты и мусульмане, суфии в ритуальном танце достигают единства с Богом. Вращаясь в белых юбках с поднятой к небу правой рукой и обращённой к земле левой, дервиши входят в подобное трансу состояние религиозного экстаза и являются проводниками божественной энергии. И, наблюдая за этими фигурами, мы сами становимся участниками активной медитации…

Впечатляет и выполненная из дуба скульптурная композиция «Славянские боги». В ней отображено теологическое видение художником мира наших предков. Все три мира — верхний мир богов, средний мир людей и нижний мир духов предков – объединяет космическая река. В верхнем мире этой скульптуры находятся Сварог и пёс Симаргл, Макошь, Даждьбог и Лада. В среднем – люди. Нижний мир – мир духов предков, которым правит Велес, рядом с ним – ящер, вечером поедающий солнце, а утром выпускающий его из себя. Эта скульптурная композиция – результат многолетних исследований трудов видных отечественных историков и этнографов. И не только ради создания композиции художник посетил множество мест в России, где располагались подобные скульптуры в седой древности.

Творческая аура, в которой формировался талант мастера, воистину уникальна. Его прадед – основоположник советской ландшафтной архитектуры, дед – легендарный художник «сурового стиля», прославленный на весь мир Гелий Коржев, мать – известный художник по стеклу Ирина Коржева-Чувелёва. Жизненный и творческий путь Ивана, по сути, был предопределён, и он вступил на эту усеянную терниями дорогу.

Заслуженный художник России Иван Коржев – автор почти полусотни памятников и мемориалов. Скульптор принимал участие в изготовлении сюжетных рельефов в ходе восстановления Храма Христа Спасителя. А воплощённые им в мраморе образы античных муз Эрато и Терпсихоры украшают экседры центрального фасада Государственного академического Большого театра России. В ходе работ по реставрации основной культурной достопримечательности страны авторские скульптуры Ивана Коржева пришли на смену творениям П.К. Клодта и М.С. Рукавишникова. Более камерные работы – памятник книгоиздателю-просветителю XVIII века Н.И. Новикову в Москве, поэту М.Ю. Лермонтову в Подольске, М. А. Волошину в легендарном Коктебеле напоминают зрителям не просто о славных россиянах, но и приоткрывают в этих образах мир духовных исканий гениев мысли. Сам
же ваятель продолжает движение по собственному пути постижения истины, обращаясь к таким личностям, как Андрей Боголюбский и Иван Грозный, Северин Боэций и Пифагор, Александр Македонский, Чингисхан, Емельян Пугачёв…

Обгоняя время, он пытается пластическими линиями выразить внутреннюю мощь, заложенную в противоборстве героев и великанов – Геракла и Антея, постичь смысл вечного молчания мифического сфинкса, серией фантастических барельефов «Состояние души» выразить в абстракциях все оттенки человеческих переживаний. Мир, который он создаёт, – таинственный, бездонный, чарующий. Соприкоснитесь с ним и вы…

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Теги: , , ,