В Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит выставка с многообещающим для искателей истины названием «Метафизические прозрения». Она впервые знакомит широкую российскую публику с творчеством предтечи сюрреализма Джорджо де Кирико.

Этот итальянский художник – самый яркий представитель метафизической живописи. Фактически именно он и создал понятие метафизики в искусстве и предвосхитил эпоху постмодернизма. И именно его творчество оказало огромное влияние на российских и даже советских живописцев. Яркое свидетельство тому – произведения Каземира Малевича, который не скрывал своего особенного интереса к итальянскому виртуозу кисти.

Джорджо де Кирико (1888–1978) интересовало то, что находится за гранью обычного человеческого восприятия вещей. Он писал: «У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда и что обыкновенно видят люди, и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения и метафизической абстракции, подобно тому, как тела, окутанные материей, не пропускающей солнечные лучи, дано увидеть лишь в мощных искусственных лучах, например рентгеновских».

Именно в этот магический непознанный мир, наполненный таинственными знаками, предсказаниями, предчувствиями, он погружался, создавая свои картины-загадки.

Однажды он признался: «Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, которое открылось мне при чтении Ницше».

Есть и ещё одна особенность в живописи де Кирико. Он всегда, на каждом новом этапе своего творчества, возвращался к тем или иным художественным формам и образам, как других эпох и художников, так и своих уже реализованных проектов. Поэтому и неслучайно на выставке выделен раздел «Вечное возвращение», где как раз представлены картины, созданные по мотивам вечного искусства, в которое вписано и его имя.

В России творчество этого замечательного мастера пока малоизвестно. Его работы всего лишь пару раз привозились в нашу страну, ещё до начала Второй мировой войны. Так что сейчас у ценителей живописи есть уникальная возможность проникнуться многогранностью таланта Джорджо де Кирико.

На выставке представлено более 100 работ, выполненных с середины 1910-х по 1970-е годы. И это не только живопись, но и графика, скульптура, театральные костюмы из различных музейных и частных собраний. Среди них Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Фонд Джорджо и Изы де Кирико (Рим).

Экспозиция в Новой Третьяковке раскрывает все грани творчества де Кирико: классическая «метафизическая» и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х – 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к работам старых мастеров, многочисленные автопортреты, а также ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР
Подробнее в №7/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр. 95 — 96

 

Похожие статьи:

Теги: ,