Художник Джордж Тукер родился в Бруклине, одном из районов Нью-Йорка, в 1920 году. Мать – кубино-испанского происхождения и отец – англо-американец регулярно посещали протестантскую епископальную церковь. Мальчик воспитывался в патриархальной среде, впитывая общепринятые ценности. Родители настаивали на получении Джорджем классического высшего образования, а это означало, что его ждал стандартный путь, который проходят все «приличные люди»: сначала колледж, потом университет. Но Джордж не стремился быть «как все», он с детства тяготел к пугающей рядового обывателя профессии художника. Мальчик старался, как мог, – учился рисованию сам, записывался на разнообразные подготовительные художественные курсы и с рвением посещал их. Но родители настаивали на своём...

Надо заметить, что природа не обделила Джорджа интеллектом. Так что, подчиняясь воле родителей, он успешно окончил колледж и без труда поступил в элитарный Гарвард. Однако всё свободное время студент посвящал любимому делу – живописи. Когда грянула Вторая мировая война, семья ожидала, что Джордж отправится на фронт. Он не сопротивлялся воле родителей, но от «воинских подвигов» его спас… неожиданно обнаружившийся язвенный колит и появившаяся вследствие этого пометка – «не годен». Учёба продолжилась. В результате, отдав своеобразную дань родителям, он всё же получил учёную степень, став крупным специалистом по английской литературе.

Однако родители не знали, что в 1943-м Тукер поступил в лигу студентов-художников Нью-Йорка и перестал ходить в церковь. Окончательное решение жить своей жизнью далось нелегко. Постоянные переезды, отсутствие денег, творческие поиски, смена учителей… Джордж пробует рисовать маслом, акварелью, увлекается темперой. Яркая, но утомительная в использовании темпера привлекает художника, несмотря на быстрое высыхание и сложность в последующем изменить рисунок. Ничего не поделаешь, его идеи требуют яркости красок и в то же время многообразия и тонкости оттенков.

Независимость прекрасна. Но где и на что жить? Для того чтобы зарабатывать на краски, жильё и еду, ему пришлось освоить профессию реставратора мебели, под мастерские переоборудовать старые заброшенные сараи и снимать комнату на чердаке вместе с несколькими товарищами. Но Джордж не унывает. И в 1951 году устраивает свою первую персональную выставку в галерее Эдвин Хьюитт в Нью-Йорке.

В этом городе яркая, но суровая и дорогая жизнь. Не удивительно, что в 1960-м художник со своим другом перебираются в Вермонт. Они покупают старый сарай и переделывают его под дом-мастерскую. Эйфория свободной, но бедной жизни проходит. Художник задумывается о стабильных источниках дохода. В Лиге художников Нью-Йорка, с которой у него сохранились хорошие связи, он находит место преподавателя. Но как разорваться? В Вермонте находится его дом, Нью-Йорк – за несколько сотен километров! Приходится работать в Нью-Йорке, а домой возвращаться на электричках только на выходные.

Новая страница жизни открывается в 1968-м. Художник открывает для себя Испанию. Теперь растущая слава и стабильное материальное положение дают возможность посещать Европу, даже сбегать на несколько месяцев от хмурой вермонтской и нью-йоркской зимы в тёплую Испанию.

Современные искусствоведы считают Джорджа Тукера одним из наиболее влиятельных художников, работающих в стиле американского магического реализма. Хотя, по сути, никаких волшебных миров в своих картинах он не открывает. Скорее, срывает пелену с той реальности, которая нас окружает и которую мы стараемся не замечать. В статичных, казалось бы, композициях Тукер заставляет зрителя увидеть и осознать утончённую жуть существования «простого человека» в социуме, почувствовать жёсткие рамки общества, где приходится выживать, где государственная машина бездушна, а человек вечно одинок в толпе. Две из его известнейших работ на эти темы – «Метро» и «Правительственное бюро» – актуальны для любого крупного города и по сей день, несмотря на то что написаны в середине прошлого века. Да и другие картины найдут отзвук в каждом, кто не потерял душу в мире бездушных городов.

К концу жизни Джордж вновь обратился к религии. Только теперь близкой ему оказалась римско-католическая церковь. Постепенно он начинает втягиваться в её жизнь. В Вермонте ему даже доверяют роспись алтаря одного из католических храмов.

Умер художник в 2011 году в 90-летнем возрасте. В мире американского искусства он стал непререкаемым авторитетом, классиком. Классики всегда кажутся правильными, спокойными, неопасными. Только что-то непонятное, глубокое, обречённо тоскующее, смирившееся, но вместе с тем рвущееся к вечности и свободе исходит от их картин, вливается в наши души и бередит их... 

Подготовил Сергей Смертин

Теги: , ,