Знакомый всем ещё со школьной скамьи и многими любимый русский художник Илья Ефимович Репин был настолько многогранной личностью, что каждый раз его открываешь для себя заново.

Большинству из нас известны лишь самые «раскрученные» произведения Репина, такие как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…». На самом деле за более чем полувековую творческую жизнь живописец создал такое количество произведений, что для его ретроспективной выставки, которая сейчас проходит в Новой Третьяковке, понадобилось три этажа: на них разместили 300 работ – 170 произведений живописи и 130 рисунков, привезённых из 21 российского и семи зарубежных музеев, а также из семи частных коллекций.

Великий русский живописец предстаёт перед зрителем совершенно в новом качестве. Знакомясь не только с малоизвестными полотнами, но даже с прославленными картинами, заново познаёшь его творчество. Восхищаешься его талантом портретиста – художник запечатлел практически всех известных современников: писателей, живописцев, музыкантов, политиков; восторгаешься его изумительными рисунками, поражаешься произведениям, посвящённым революционным событиям, созданным в стиле импрессионизма и авангарда.

А ещё с удивлением узнаёшь, что Репину были свойственны такие же муки творчества, как и писателю Николаю Васильевичу Гоголю, что он интересовался мистикой и чудесами, охотно обращаясь к библейской теме. На протяжении всей жизни художник не раз переписывал уже созданные полотна, пытаясь как можно лучше выразить захвативший его сюжет. Например, сохранилось несколько вариантов картины «Иди за мною, Сатано!». И это притом, что однажды разочарованный художник, подобно Гоголю, предавшему огню второй том своих «Мёртвых душ», уничтожил измучивший его холст. Он порезал первый вариант картины, над которой работал более десяти лет, на куски и сжёг его.

Позже, в 1909 году, Репин создал полотно «Самосожжение Гоголя», где изобразил писателя, измученного душевными, а возможно, и физическими страданиями. Сама поза, в которой пребывает писатель, словно вопрошает у Господа соизволения прекратить выпавшие ему муки и забрать к себе. Лицо обезображено болью, но глаза светятся надеждой, что пожирающее его изнутри пламя станет очистительным и приведёт к вратам Рая. В руке Гоголь держит бумаги, скорее всего, это та самая рукопись второй части «Мёртвых душ», которая была сожжена писателем, поскольку показалась недостаточно осмысленной и удачной. Рядом с Гоголем Репин изобразил слугу или лекаря, который пытается хоть в чём-то помочь несчастному. Несмотря на то что картина полна скорби и страданий, она тем не менее потрясает глубиной и величественностью главной идеи – найти в себе силы отринуть мирскую суету и отправиться на встречу с Всевышним.

Тема картины «Иди за мною, Сатано!» отражает библейский сюжет. Так говорил Иисус Христос пытавшемуся Его искусить Отцу лжи в старославянской версии Библии. И хотя евангельская тема не стала определяющей для художника, он не раз обращался к образам Священного писания, изображал Христа как идеал человеческой личности. Но его волновала и другая сторона человеческой натуры – тёмная. Так, в картине «Иуда» (1885) он исследует скрытые пороки человека. Этого апостола Христа Репин изобразил как тёмную бесформенную фигуру, на лице которой ясно читается печать порока. Тема власти тьмы отражается и в горящих глазах «Мефистофеля» (1898) – этюде, написанном с художника С.Е. Девяткина, посещавшего мастерскую Репина.

Даже самые широко известные произведения художника имеют свою особую историю. Так, например, в первоначальном варианте картины «Не ждали» главным персонажем была женщина. В полотне «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трёх невинно осуждённых» (1888), выполненном для женского монастыря Никольская пустынь под Харьковом, моделями для Репина послужили известные в то время личности, в частности, святителя Николая художник писал со Льва Николаевича Толстого.

Конечно, всех особенно интересует судьба картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Это историческое полотно, недавно подвергшееся вандализму, на выставке не представлено. Продолжается его реставрация. С ним тоже связана мистическая история. Якобы из-за этой картины у Репина отказала правая рука, поскольку написанная им картина была проклята, так как художник отразил в картине несуществующее историческое событие и из-за этого был проклят. Так ли это, доподлинно неизвестно. Но факт остаётся: из-за переутомления правая рука у Репина сначала заболела, а затем перестала действовать.

На какое-то время художник впал в депрессию. Но позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой и придумал подвесную палитру, чтобы не держать её в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе «Пенаты».

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Теги: , , , ,