От экспрессионизма и авангарда до сурового стиля и классики, от средневековой фресковой живописи до красноречивых аллегорий – таков далеко не полный арсенал приёмов творческого самовыражения Марии Кулагиной, уверенно завоёвывающей свое место в современном мире изобразительного искусства.

Работы художницы в буквальном смысле размывают границы между искусством и жизнью. Перед зрителем предстают не просто живописные образы, а драматичная, порой даже мистическая атмосфера, фактурность, обобщённая пластика, но не окружающей реальности, а того мира, который виден только ей самой.

Мария Кулагина давно замечена арт-критиками и постоянно подогревает интерес к своим необычным работам. В представленном недавно на обозрение публики проекте «В одной лодке» она искусно объединила живописные работы, сложные скульптурные композиции и даже зеркала. Масштабный рельеф «В одной лодке» стал центром экспозиции. В него заложено множество смыслов, заставляющих зрителя размышлять, фантазировать. Возникают даже ассоциации с библейскими образами. А ещё с глобальными катастрофами современности, когда в море гибли беженцы из африканских стран, пытавшиеся спастись в Европе… Идея такой картины-рельефа зародилась у мастера очень давно. Главная мысль этой и многих других работ: рано или поздно, в разных ипостасях мы все оказываемся в одной лодке. Одни помогают друг другу, иные, напротив, отстраняют ближних, пытаясь выжить сами.

В своих произведениях Кулагина поднимает темы любви, взаимопомощи и сострадания. Они пронизывают всё творчество художницы в таких сериях, как «Реквием», «Лавирующие в потоке», «Люди в метро».

Экспериментируя с материалами, формой, ритмом, совершенствуя свой стиль, от живописи она постепенно перешла к рельефу. Опираясь на опыт предшественников, в том числе и авангардистов, Мария Кулагина создает ни на что не похожие произведения, в которых плоскость пространства сочетается с трёхмерными объектами, а холст, темпера и масло – с кусками гофрокартона и металлических конструкций, газетами, досками, фанерой.

«Всё начиналось с традиционной живописи, но в какой-то момент мне стало тесно, захотелось выйти за плоскость живописной поверхности и поработать с разными материалами. Со временем из этого сложилось то, что я называю «объёмная живопись». В мою палитру входят картон, дерево – всё это имеет свой цвет, свою фактуру и так же ценно в этом отношении, как и краски», – подчёркивает Мария Кулагина.

К тому же, как отмечает сама художница, трагичное содержание полотен и простой недолговечный материал как нельзя лучше передают суть человеческой жизни.

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР

Похожие статьи:

Теги: , , ,