Лоскутные стёганые одеяла, бывшие когда-то признаком бедности, сегодня становятся ценнейшими произведениями искусства.

 Пэчворки

shutterstock_399830128

В XVI веке ткацкие станки Европы были настолько усовершенствованы, что стало возможным производить ткани в промышленных масштабах. И те, кто раньше не мог позволить себе иметь несколько костюмов и платьев, теперь с радостью покупали ткань, чтобы обновить свой небогатый гардероб. С каждым годом ткацкие технологии, структура и способ переплетения нитей усложнялись, изменялась фактура, появлялись новые рисунки и расцветки. Однако отрез ткани стоил ещё недёшево, поэтому оставшиеся после раскроя и пошива одежды обрезки собирались и шли в дело.

В Европе, например, дефицит и относительная дороговизна ситца привели к тому, что оставшиеся лоскуты, а их было немало, начали сшивать друг с другом, создавая таким образом оригинальные изделия. Шитьё из лоскутов называли «пэчворк». Как правило, шили из разноцветных обрезков самые простые вещи: одеяла, подушки, накидки. Под лоскутное полотно подкладывали тёплую подложку и пристёгивали всё к этой основе. Сначала такие пэчворки выполнялись на основе самых простых геометрических узоров из квадратов или треугольников и были неплохим украшением интерьера. Но со временем взявшиеся за это дело швеи стали проявлять не только усердие и терпение, но и художественный вкус. Так появились самобытные, искусные пэчворки. Популярны они были почти до конца XIX века. Однако во время технической революции в начале XX века интерес к лоскутному шитью угас.

 Вместо коврика с лебедями

В России также издревле было распространено бережное отношение к ткани – причём и тогда, когда производили её дома, и тогда, когда появились первые фабрики. Драгоценные обрезки-лоскутки шли в дело. Не выбрасывалась и ношеная одежда, её разрезали, выбирая сохранившую рисунок и цвет ткань. Шли в ход лоскуты любой формы, сначала они соединялись случайным образом. Главное — чтобы, к примеру, получилось тёплое одеяло. Однако очень скоро тяга к красоте взяла своё. Так возникла традиция шитья «специальных», красивых одеял — с композиционно выстроенными геометрическими узорами, к тому же подобранными по цвету. Такую красоту готовили к свадьбе или рождению ребёнка.

Однако после революции 1917 года этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством самобытных народных ремёсел и промыслов, да и к видам декоративно-прикладного искусства лоскутное шитьё комиссары в кожаных куртках не причислили. Простые же люди мечтали о шерстяных или атласных одеялах да о ковриках с лебедями и замками.

Сергей Кислицын

Окончание в №8 журнала «Чудеса и приключения», стр.94-97

Фотография — shutterstock.com ©