Последней работой мексиканской художницы Фриды Кало стало яркое, жизнеутверждающее полотно «Viva la vida», хотя жизнь этой легендарной женщины была наполнена болью и трагизмом. Завершив работу над картиной и понимая, что последний час её близок, она написала в своём дневнике: «Надеюсь, что мой уход будет удачным, и я больше не вернусь».

Вернулась. С триумфом и небывалым ажиотажем поклонников. Яркое тому подтверждение – масштабная выставка «Viva la vida», которая недавно проходила в столичном Манеже. За пару месяцев она побила все рекорды по посещаемости. И это при весьма солидной цене на билет. Чем же привлекает зрителей творчество Кало, которое многие искусствоведы с мировым именем ещё недавно считали примитивно-депрессивным? Ответ – во всех аспектах достаточно короткой судьбы художницы. В революционной эпохе, в которой она жила, в людях, которых она любила и ненавидела, в картинах, отразивших её физические и любовные страдания. Она явила современникам и потомкам пример того, как надо верить в себя, в свой талант, в своё земное предназначение и жить, не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам.

Нет смысла пересказывать судьбу Фриды Кало (1907–1954), в юности пережившей страшную автокатастрофу, ужасы бесконечной череды операций, затем – потерю родных и детей, но сумевшую обрести талант теплоты человеческих взаимоотношений и дар живописца.

Потрясённый увиденными однажды работами мексиканской художницы, основоположник сюрреализма французский писатель Андре Бретон воскликнул: «Искусство Фриды Кало – это ленточка на бомбе». Бомба до поры таилась, а затем взорвалась и произвела фурор. Отображённые на холсте жаркие страсти и нестерпимая боль, шокирующие откровения и загадочный символизм – всё это одновременно притягивало и отталкивало зрителей, но никого не оставляло равнодушным.

За свою жизнь Фрида Кало написала всего около ста пятидесяти картин, и более половины из них – автопортреты. Художница была достаточно успешна ещё при жизни: на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы. Но после её смерти в 1954 году наступил период забвения. Интерес к её творчеству возвратился в 1970-е годы, когда в мире возникло пристальное внимание к женскому искусству, и одновременно с этим – к мексиканской культуре. 

Большинство картин Фриды автобиографичны. Многие из них отражают её отношения с супругом – выдающимся монументалистом Диегой Риверой. Из-за его постоянных измен Кало очень страдала. Впрочем, её роман с укрывавшимся в поместье Риверы Львом Троцким, где он в конечном итоге был жестоко убит, нашёл широкое отражение не только в сплетнях, но и в литературе и кинематографе.

Некоторые картины Фриды поражают своей метафоричностью. Талантливый селекционер-самоучка Лютер Бербанк за свою жизнь создал около 800 новых сортов овощей и фруктов. А картофель сорта «Рассет Бербанк» и по сей день считается самым популярным среди фермерских хозяйств США. Когда Фрида задумала написать портрет учёного, его уже не было в живых. Он покоился в садовых кущах собственного имения. Фрида с супругом посетила его могилу и… На картине она изобразила селекционера в виде проросшего из земли гибрида человека и дерева с гигантскими плодами, символизирующими результаты достижений Бербанка. Но что он держит в своей руке? Отлично разбиравшаяся в ботанике художница, знавшая очень многое о растениях и их свойствах, вложила в руку ученого ветвь филодендрона. В ацтекской культуре он ассоциируется с плодородием. Однако некоторые представители этого семейства очень ядовиты, а другие могут вызывать галлюцинации. Но какое это отношение имеет к прогрессивному учёному? Всё просто: он верил в евгенику и считал, что успехи в культивации растений можно применить и к человечеству. Эти популярные в  определённой среде воззрения Фрида не разделяла и считала их очень опасными. Так портрет селекционера стал её зашифрованным месседжем к научному сообществу не только настоящего, но и будущего.

Фрида Кало мечтала стать матерью. Вскоре после свадьбы с Диего Риверой в 1929 году она забеременела, но по медицинским показаниям вынуждена была сделать аборт. Вторая беременность случилась в 1932 году и тоже закончилась трагически. Именно тогда Фрида пишет картину «Больница Генри Форда». Эта работа стала первой в истории мировой живописи картиной, посвященной потере ещё не родившегося ребенка. Пять символов изображено на этом камерном полотне. И все они имеют огромное значение. Ребенок – потерянный сын, о котором так мечтала Фрида. Улитка – время, которое в больнице протекает так мучительно медленно. Кости таза, раздробленные в давней аварии, – причина, по которой Кало не смогла выносить желанный плод. Орхидея – символ сексуальности, женственности и материнства. Странное механическое устройство – бесчеловечность, холодность и жестокость медицинских процедур.

И, наконец, самая известная картина Фриды Кало – «Сломанная колонна», написанная за десять лет до смерти, в 1944 году. Пожалуй, это самая выразительная живописная метафора стойкости перед лицом судьбы. Сломанная колонна символизирует повреждённый позвоночник художницы. Гвозди – физические и душевные страдания. А фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико…

На выставке в столичном Манеже были представлены картины из крупнейшей в мире коллекции живописных произведений Фриды Кало и Диего Риверы, находящейся в Музее Долорес Ольмедо (Мексика), работы из коллекции внука художника Хуана Рафаэля Коронеля Риверы, живопись и графика из частных собраний Латинской Америки и Европы, а также впервые представленные широкой публике произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина и российских архивов.

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР 

 

Теги: , , ,