Не просто новое, а новейшее слово в пластике изображения человеческого тела сказал ещё в середине прошлого века американо-немецкий художник Рихард Линднер. Его работы были продемонстрированы в новом культурном центре столицы – Музее печатной графики, который открылся в знаменитом Гостином дворе.

Рихард Линднер (1901–1978) – художник, иллюстратор и графический дизайнер, музыкант. Его творчество стало неотъемлемой частью мира поп-арта. Он был автором нескольких культовых изображений, таких как обложки книги Жилья Делеза и Феликса Гваттари «Антиэдип» (1972). А также одним из любимых художников Джона Леннона – именно он оформил обложку культового альбома The Beatles «Yellow Submarine».

Художественный стиль Линднера получил особый термин – «механический кубизм». В нём гротескные и характерные образы представляют собой симбиоз человеческого тела и механических деталей. Он фактически конструировал своих героев и на десятилетия предвосхитил появление жанра киберпанк. Его работы насыщены символикой и философскими сентенциями, а термин «механический кубизм» как нельзя лучше характеризует живопись художника.

Уникальной манерой Рихарда Линднера было умение проектировать, складывать человека из легко узнаваемых геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов. А те, в свою очередь, воспроизводят определённые части тела: глаза, грудь, плечи, ноги. Художник специально утрировал эту искусственную сделанность своих персонажей.

Удивительная точность техники, резкий, почти ослепляющий свет, исходящий от его работ, и особенный визуально-изобразительный язык сделали Рихарда Линднера неотъемлемой частью мира поп-арта. При всём этом сюжеты его полотен наполнены автобиографическими деталями. Они словно существуют на стыке атмосферы Германии накануне Второй мировой войны и противоречивой аурой «американской мечты» середины прошлого века, давшей импульс развитию новых направлений в искусстве.

Рихард Линднер родился в Гамбурге, учился в Мюнхенской академии искусств. С приходом к власти национал-социалистов был вынужден эмигрировать и в 1941 году оказался в Нью-Йорке. В 1953 году написал одну из самых знаковых своих работ «Встреча».

Он создал удивительный, фантасмагоричный мир, в котором царствуют по большей части женщины. Все трансформации женского тела в творчестве художника воспринимаются как поиск обобщающих конструкций. Его женские образы гротескны, они вызывают улыбку и недоумение. Но сам художник видел в них мифических богинь, священных существ, поглощённых тайными желаниями. Героини Линднера, облачённые в вызывающие наряды или, наоборот, представленные в нарочитой наготе, становятся удивительными магическими персонажами, обладающими непостижимой силой.

«Что касается женщин на моих картинах, то вам нужно взглянуть на мою жену, чтобы понять, что женщины, которых я изображаю, совсем не в моём вкусе. Меня ничуть не привлекают те женщины, которых я рисую, однако работаю именно с такими визуальными образами – это проработка собственных комплексов и скрытых внутренних травм… Когда я создаю женские образы на своих полотнах, то воспеваю таким образом чистую и бескорыстную любовь к ним», – писал художник.

И поклонницы художника ценили и понимали эту любовь. Современницам Линднера очень нравилась стилистика его работ, во многом гротескная. Им было лестно, что художник видел их как сложнейшие многосоставные структуры. А сам Линднер таким образом исследовал природу человеческого тела. Причём настолько успешно, что навсегда вошёл в историю мирового искусства.

Автор: Марина Александрина,
искусствовед, член Творческого союза художников России