Работы американского скульптора Криса Кукси потрясают количеством реалистично выполненных деталей, сплавленных мастером в единую фантастическую композицию. Но не это главное. Пожалуй, он единственный скульптор, который так наглядно воссоздаёт сюрреализм современной цивилизации и вечный бег человека от страха смерти

Крис Кукси родился 2 марта 1973 года в Спринфилде, штат Миссури, и вырос в соседнем штате Канзасе. Непростое детство прошло в сельской местности. Родители были классическими «синими воротничками». Тяготы бедной жизни усугублялись ещё тем, что отец мальчика был алкоголиком.

Может быть, отсутствие ярких событий, которыми наполнена жизнь городского подростка, и унылые однообразные равнинные пейзажи, в которых не за что зацепиться глазу, способствовали развитию воображения? А может, оттого-то неподдельный интерес у мальчика и вызывало всё, что обычные люди считали уродливым и непонятным? Так или иначе, подросток вырос с довольно странным взглядом на мир и решил найти своё призвание в искусстве. Он получил отличное классическое художественное образование! Его живописные работы хвалили, а графику называли отличной. Но всё же известность принесли скульптуры. Работы Кукси отмечены различными премиями и наградами, экспонируются во многих мировых галереях, входят в частные коллекции знаменитостей.

Уникальная техника художника узнаваема с первого взгляда. В каждой работе кропотливо соединены тысячи деталей, фигур, сюжеты классической мифологии и средневековой готики, монстры, рождённые фантазией автора. Он словно показывает нашу цивилизацию, беспощадно перемалывающую культуры и сплавляющую их в единое целое – то ли произведение искусства, то ли бездушный механизм. В его композициях встречаются древнегреческие боги с современным оружием, цветочный декор переплетается с индустриальными конструкциями, кричащие солдатики и детали машин составляют чудовищный механизм. В других психоделических работах Кукси наша легкомысленная и хрупкая цивилизация похожа на странный остров, висящий в пустоте чёрного космоса, в сердцевине которого мы встречаемся взглядом с отрешёнными божествами.

«Я черпаю вдохновение в современном промышленном мире, в нефтеперерабатывающих заводах, формах машин, паутине трубопроводов и проводов... Затем всё это я облекаю в изящные, гармоничные формы готики, барокко и рококо. И, конечно, я добавляю немного странности, мистики и жути, – так описывает свой стиль работы Крис. – Моё творчество – во многом реакция на деморализованное, заражённое процветающей коррупцией общество, где новые начинания, новые философии, новые битвы ведут только к концу».

Однако при этом жизненная позиция скульптора оптимистична. Ему абсолютно не важно, какое нас ждёт будущее: падение или взлёт... Человек ни при каких условиях не должен сдаваться, считает он, даже если знает, что вечное противостояние уродливого и прекрасного, жизни и смерти ни к чему не приведёт. Быть может, человеку просто не дано знать: к чему?

Сергей Смертин

Теги: , ,