Юриан Беляев – человек разносторонний и увлекающийся: поэт и художник по призванию, филолог и историк по образованию. Погружение в мир изобразительного искусства помогает Юриану постигать глубину художественного анализа и по-иному видеть творческую природу этого вида искусства, рассмотреть в нём новые возможности. В том числе воздействие картины на зрителя через организацию пространства внутри картины и вокруг неё.

Сам художник так объясняет внутреннюю структуру своих работ:

«На многих моих картинах изображено символическое дерево. Древо мироздания, начало начал. В «Трансформации энергий» оно в центре нисходящей энергии солнца и восходящей энергии земли. Выползающий из первобытного болота ящер – это наше прошлое, как считают оптимисты, а возможно, и наше будущее, по мнению пессимистов. А вот в картине «Постижение реальности – времена года» за её пластическим образом скрывается некое философское эссе, в ней я отразил эволюцию восприятия времени через двухкалендарный год, через трёхкалендарный год, как в далёкой древности, и современную трактовку, которая завершается декабрём с его астрологическим символом Стрельца».

В творчестве Юриана Беляева явно ощущается увлечение мифологией. Например, в картине «Ворон мудрости нашей» гигантский ворон парит над средневековым замком и крошечными людьми, чувствуются космогонические истоки бытия. Границы между реальностью и вымыслом стираются на романтическом полотне «Золотые лилии и голубой эльф в утреннем тумане». А картина «Акинака, или Вселенский ход бытия» вообще представляет попытку формирования новой мифологии. Художник создаёт стилизованный под миф художественный образ – Акинаку, вечную змею, с человеческой и змеиной головами на противоположных концах туловища.

«Ну как же без мифологии, – поясняет автор, – мифология – это история возникновения человечества в образах. Они до сих пор в подсознании человека и означают, как говорил Юнг, «коллективное бессознательное». Потому и не оставляют равнодушным зрителей. Я убедился, что сочетание оригинального или концептуального названия с художественным пластическим образом живописи расширяет ассоциативный ряд у зрителя».

Вероятно, зрители чувствуют это, тепло принимая работы Юриана Беляева на различных выставках, в которых он участвовал.

Художник считает, что интеллектуальный или концепт-супрематизм входит в более широкую художественно-эстетическую парадигму, которую он ещё называет «консервативным авангардом». Это противовес так называемому «актуальному искусству», собираемому из поломанных деталей и различного мусора, которое на самом деле изобразительным искусством точно не является. А вот в том, что зритель заинтересованно отнесётся к художественному направлению, сочетающему в себе лучшие достижения традиции с разумными находками авангарда, уверен.

Теги: , ,