Первую графическую версию своей самой известной картины «Крик» Эдвард Мунк написал в 1893 году. Как отмечал художник, возвращаясь как-то вечером по дороге и чувствуя себя уставшим и больным, он увидел, как между городом и фьордом садилось солнце, облака окрасились красным, как кровь. «Я почувствовал, будто природу пронзил крик… И я написал эту картину, написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали».

Увидеть эту знаменитую картину можно на выставке Эдварда Мунка в Государственной Третьяковской галерее. В России ещё никогда не было такой масштабной экспозиции произведений легендарного художника. «Крик» в его творчестве занимает особое место. Различных версий со схожим сюжетом, но с другими названиями, созданных в период с 1892 по 1910 годы, насчитывается восемь: «Отчаяние» (самая первая работа с кроваво-красным небом, 1892 г.), «Меланхолия», «Тревога» и непосредственно «Крик», в том числе ещё в чёрно-белом варианте.

Две картины «Крик», самая первая 1893 года, выполненная пастелью, и вторая версия, написанная маслом в 1910 году, хранятся в Музее Мунка в Осло. Ещё один «Крик», написанный маслом в 1893 году, находится в собрании Национального музея в Осло. Единственная версия «Крика», остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Ранее она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. Картина тогда была продана почти за 120 млн долларов. И в тот момент это был рекорд для произведений искусства.

Чем же можно объяснить такой притягательный интерес именно к этому произведению Мунка, создавшему за свою долгую творческую жизнь – он прожил 80 лет – несколько тысяч живописных работ, рисунков и гравюр. По мнению специалистов, изучавших творчество Эдварда Мунка, изображённая художником кричащая человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба стала предвестником тем одиночества, отчаяния и отчуждения – ключевых для модернизма, но которые во все времена волнуют умы людей мыслящих.

«Крик» и сейчас никого не оставляет равнодушным, даже преступников. Судьба у самого известного произведения Мунка непроста. Впервые версию «Крика» похитили в 1994 году из Национальной галереи, к счастью, картину спустя несколько месяцев удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.

В августе 2004 года из Музея Мунка украли варианты картин «Крик» и «Мадонна». Похищенные произведения полиция обнаружила спустя два года. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения, они были надорваны, имели царапины и следы от влаги. После реставрации на картине «Крик» остаётся заметным пятно, поскольку специалисты не хотели производить никаких необратимых действий. Несмотря на эти происшествия, власти Норвегии и Музей Мунка в Осло, используя новейшие методы безопасности и сохранности произведений искусства, решились привезти в Россию 64 живописные работы и 37 графических произведений Мунка, а также фотографии, выполненные художником.

Эдварда Мунка называют предтечей экспрессионизма в искусстве XX века. Освободившись от канонов академической живописи, пройдя через недолгое увлечение импрессионизмом, он выработал собственный язык, завораживающий огромной внутренней экспрессией. Его творчество покоряет глубоким проникновением в духовный мир личности и ярко окрашено его собственными переживаниями, которые отражены на многих его полотнах и, в частности, в серии автопортретов. Один из них называется «Автопортрет в аду».

«С рождения ангелы страха, скорби, смерти стояли возле меня, следовали за мной на улицу, когда я играл, следовали за мной солнечной весной, пышным летом. Они стояли возле меня по вечерам, когда я закрывал глаза, и грозили мне смертью, адом и вечным наказанием. И тогда часто случалось, я просыпался ночью – и в диком страхе вглядывался в темноту комнаты: Я в аду?», – писал Мунк, выплёскивая свои страхи на холст.

Смысловым ядром выставки стали картины, входящие в цикл «Фриз жизни» – это своеобразный живописный рассказ о бытии человека, включающий рождение, взросление, влюблённость, душевные муки, отторжение, разлуку, печаль, смерть.

«Мне в наследство достались два самых странных врага рода человеческого – чахотка и душевная болезнь. Болезни, безумие и смерть – чёрные ангелы, стоящие у моей колыбели», – говорил художник, создавая свои шедевры: «Наследственность», «Два человека», «Одинокие», «Две женщины на берегу», «Удивление», «Убийца», «Голгофа»…

Марина Александрина,
искусствовед, член ТСХР

Теги: , , ,