Златая цепь на дубе том

С детских лет нам кажется, будто поэзия А.С. Пушкина изучена вдоль и поперёк. Но стоит обратиться к его первой опубликованной поэме «Руслан и Людмила» и прочесть её свежим взглядом, как сразу возникает множество вопросов.

Вопросы начинаются сразу со вступления к поэме. Что такое это «лукоморье», у которого растёт зелёный дуб? Зачем на дубе златая цепь? Почему кот учёный ходит по цепи, а не лазает по стволу и сучьям, как полагается котам? Почему русалка, которой следует плавать в море, сидит на ветвях?

Впрочем, ответ на последний вопрос уже давно дан наукой фольклористикой. «Русалки» в русском фольклоре – это вовсе не женщины с рыбьим хвостом, а птицы с женской головой. Птица Сирин, вещая птица Гамаюн – всё это русалки. Они прочно вошли в число традиционных русских символов и встречаются даже среди церковных изображений. Вопрос о том, почему они называются «русалками», не решён окончательно. Может быть, дело в цвете их волос, а может быть, они были чем-то вроде тотемов русского народа. А привычные нам полуженщины-полурыбы – плод поздней городской «массовой культуры» и происходят, видимо, от древнегреческих сирен, описанных в античной литературе.

Однако не всё так просто. Русалка встречается в поэме Пушкина ещё раз. Когда несдержанный соперник Руслана витязь Рогдай, вступив с Русланом в поединок, был сражён у днепровских берегов, то мёртвого Рогдая утащила на дно Днепра «русалка молодая». Такие речные русалки тоже известны в славянском фольклоре. Они называются «навки» и выглядят как обычные девушки, без всяких хвостов (только если взглянуть на них сзади, увидишь внутренности). Эти русалки-навки сидят на берегу, подкарауливая добрых молодцев, а могут сидеть и на опущенных к воде ветвях дерева. И в самом деле, иной раз трудно понять в сумерках – это ветви так причудливо перепутались у растущей на берегу ивы или женские волосы.

Может быть, в «Руслане и Людмиле» упомянуты русалки и того, и другого «типа». Одна плавает в Днепре, другая в виде птицы сидит на дубе.

[info]Продолжение читайте в №1/2024 журнала «Тёмные аллеи»[/info]

Автор: Сергей Иванов