Достоверно известно: не было в намерениях Варфоломея, сына ростовского боярина желания делать карьеру: ни светскую, ни церковную. Не мечтал он взять на себя духовное лидерство и бороться с татарщиной… Уйти, спрятаться от всего мирского, быть чистым перед Богом, спасая свою душу, – вот главный помысел юноши, ставшего иноком Сергием. Агиографическая, то есть житийная литература свидетельствует об этом. Как же получилось, что его жизнь и деяния стали неотъемлемы от судьбы Руси? 700 лет прошло, а присутствие его в нашей жизни ощущается и сегодня. Это тем более удивительно, что святой не оставил нам ни одного сочинения, ни одной строки, лишь несколько слов, ставших его завещанием…

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890 г.

Избрание пути

С детского возраста он мечтал стать монахом. Возможно, причиной стала помощь Божия, полученная отроком в учёбе, которая шла непросто: с большим трудом давалась грамота, отчего приходилось терпеть насмешки сверстников и наказания от наставников и родителей. Варфоломей часто плакал и со слезами умолял Господа о даровании ему книжного разумения. Молитва не осталась неуслышанной.

Однажды отец послал семилетнего Варфоломея искать пропавших лошадей. И вдруг он увидел в поле инока, молившегося под дубом. Мальчик остановился и стал ждать. По окончании молитвы старец повернулся к Варфоломею, благословил его и спросил, чего он хочет. Варфоломей ответил: «Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы он помог мне познать грамоту». Под тем же дубом старец стал на молитву, затем достал частицу просфоры, дал её Варфоломею и велел съесть. «Это даётся тебе, – проговорил старец, – в знак благодати и для разумения Священного писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей». Варфоломей пригласил старца домой. Родители с честью приняли гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел мальчику читать псалмы. Все были поражены тем, как хорошо он читал. Этот эпизод описан Епифанием Премудрым, первым автором «Жития преподобного Сергия», особенно подробно. Сергий поведал своему ученику Епифанию об этом факте как о первом явленном ему чуде.

Спустя несколько лет родители услышали о его желании посвятить себя иноческой жизни. Но они просили его подождать: «Мы стары, бедны, больны, и некому ухаживать за нами. Когда положишь нас в могилу и засыплешь землёй, тогда исполнишь своё желание». В конце жизни Кирилл и Мария пожелали уйти в монастырь. Вскоре они почти одновременно отошли в мир иной. Кончина их стала потрясением для 21-летнего Варфоломея. Он решил удалиться в пустынь. Но не один, а вместе со старшим братом, который незадолго до смерти родителей овдовел и в горе удалился в монастырь. Стефан не сразу решился пойти с братом. Недавний мирянин, он поступил в обитель не столько по влечению чистой любви к Богу, сколько ища врачевания душевной раны в монастырской тишине. Уговоры были долгие, и всё же Стефан решился вместе с братом идти в глушь лесов.

М. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. 1899 г.

Братья нашли пустынное место в чаще леса на горе Маковица. Построили здесь хижину, келью, потом и небольшую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Так божественный символ единения стал основой в дальнейшем главной обители Руси. Вскоре Стефан не выдержал жизни в лесу, куда ни дорог, ни тропинок не было. Он ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь.

Брань духовная

Было Варфоломею 23 года, когда он принял монашеский постриг. Обряд был совершён 7 октября – в день памяти святого мученика Сергия. Постриг совершил игумен Митрофан. Сергий просил его: «Отче! Помолись за меня Богу, чтобы он помог мне терпеть плотскую брань, бесовские искушения, нападения зверей и труды в пустыне». Старец благословил его и ушёл.

Одиночество длилось (точно теперь и не сказать) два или четыре года. Сергий был физически сильным, и плотская брань случилась нешуточная. Дни были заполнены трудами: вырубал лес для полянки под огород, возделывал его, читал слово Божие. Часто мимо кельи пробегали стаи волков, посещали его и медведи. Один мишка целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним, бывало, последним куском хлеба. По ночам молился, иногда не сомкнув глаз.

«Житие» повествует о страшных и мучительных видениях. Однажды, когда преподобный служил в построенной им церкви утреню, через стену вдруг вошёл сам сатана и с ним полк бесовский. Бесы были все в остроконечных шапках и одеждах литовцев, которых тогда боялись на Руси не меньше татар. Скрежеща зубами, они твердили ему: «Уходи отсюда и не оставайся больше здесь. Не мы напали на тебя, но скорее ты напал на нас. Если же ты не убежишь отсюда, не быть тебе живым». Сергий ответил молитвой: «Да воскреснет Бог, и исчезнут враги Его…» И тотчас бесовское ополчение сделалось невидимым.

Карина Шумейко

Продолжение читайте в июльском номере (№04, 2014) журнала «Тайны и преступления»

Теги: , , , ,