«Я всегда только Русью и жил»
«Когда я приехал в Москву, – писал художник В.М. Васнецов, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным».
Имя Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) неразрывно связано с русским фольклором. «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье»… Эти и другие его произведения, написанные по мотивам народных сказок, вошли в сокровищницу мирового искусства, хранятся в крупнейших музеях России.
Ещё при жизни художник прославился великолепными росписями Владимирского собора в Киеве. Многогранность мастера поражает, он известен также как основоположник неорусского стиля, книжный иллюстратор и архитектор. Но были в его жизни и непростые времена. Не только публика не понимала его творческих исканий, коллеги-передвижники резко критиковали его работы, особенно за «уход» из реализма. Стоически перенося эти удары, Васнецов шёл своим путём, который помогал ему в самые сложные годы безденежья и перемен после Октябрьской революции. Его последние «сказочные» работы – «Бой Ивана-царевича с Трёхглавым Морским Змеем» и «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» во многом аллегоричны.
Зато российские самодержцы весьма благосклонно относились к художнику. Александр III и Николай II были его постоянными заказчиками на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. В 1912 году В.М. Васнецову, который был сыном священника, за творческие заслуги указом императора Николая II было пожаловано дворянство.
Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, учился в Вятской духовной семинарии. Уроки живописи брал у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, а затем учился в Петербургской Академии художеств.
Поначалу он писал карандашом и пером и вообще больше занимался иллюстрациями. Маслом начал работать с 1872 года, хотя пробовал ещё в Вятке, до поездки в Академию. Картины были главным образом жанровые. Самую первую, написанную масляными красками, – «Рабочие с тачками» – приобрёл знаменитый коллекционер и меценат П.М. Третьяков. После учёбы в Академии Виктор Михайлович год провёл за границей. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова набросал эскиз картины «Богатыри» – первого полотна по мотивам русских былин. Вернувшись в Россию, он начал создавать свои чудесные работы. Васнецов полюбил сказки с ранних лет. В них он видел выражение народных идеалов добра и красоты. «Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим» – говорил художник.
Сказочной серии положила начало картина «Витязь на распутье», написанная в 1877–1878 годах и выставленная на Передвижной выставке. Затем художник создал «Царевича на Сером волке», «Поле битвы», «Алёнушку» и другие шедевры.
Позже, в 1885 году, он ещё раз выезжал за границу, побывал в Италии, знакомясь с творчеством выдающихся мастеров, но само путешествие его утомило. Как писал художник: «Я всегда только Русью и жил».
[info]Продолжение читайте в №5/2023 журнала «Тёмные аллеи»[/info]
Автор: Нелли Булгакова
Иллюстрация: Портрет В. М. Васнецова. Н. Д. Кузнецов, 1891