Романс мятущейся души
Троицкое-Рязанцы как финальный аккорд трагической жизни композитора Александра Алябьева.
Мы приехали в Рязанцы, ныне на территории посёлка Фряново городского округа Щёлково Московской области, в последний день мая, когда прошли затяжные дожди, миновали холодные ночи, наступило долгожданное тепло и наконец начала зацветать сирень. Конечно, мы заранее знали, что никакой усадьбы в традиционном понимании мы здесь не увидим – время отнеслось к ней немилосердно. Но фрагменты парка, где установлен бюст Александра Алябьева, сохранились, и где-то в густой листве старинных вязов на вечерней заре зачинали свои трели соловьи.
Иной настроенный на элегический лад путешественник в мир прошлого в таком антураже наверняка бы подумал, что без малого два века назад предки этих невидимых в кущах птиц вдохновили композитора на сочинение легендарного романса на стихи барона Антона Дельвига. Но нет. Всё было гораздо драматичнее. Романс «Соловей» появился не на лоне живописной подмосковной природы, а в тюремных застенках, и его автор оказался в Рязанцах уже практически на закате своей жизни, претерпев гонения, предательства, долгую сибирскую ссылку. Его путь сюда из далёкого Тобольска, где он родился и, по иронии судьбы, в зрелые годы, на пике славы, отбывал наказание якобы за убийство партнёра во время карточной игры, был долог и витиеват. Изучать и пересказывать все перипетии биографии композитора – труд непростой, но захватывающий. Тем более что жизнь Александра Алябьева проходила на фоне крупных исторических событий и траекторией своей соприкасалась с судьбами многих неординарных людей его эпохи. Нам же интересен тот пунктир его бытия, который в конечном итоге привёл гонимого странника под своды храма церкви Живоначальной Троицы старинного села Рязанцы, где он венчался в надежде обрести запоздалое счастье. Пусть оно длилось недолго, всего десять лет, но это были годы, наполненные радостью семейной жизни и творческих свершений. Однако как же тернист был путь с берегов полноводного Иртыша к сиреневым кущам усадьбы в Московской губернии и особняку на Новинском бульваре Первопрестольной.
Продолжение читайте в №4/2022 журнала «Тёмные аллеи»
Автор: Александр Нефедов
Фото автора, май 2022 г.