Борок на берегу Оки

Этот заповедный уголок тульского края уже второе столетие вдохновляет и удивляет всех, кто постигает душу России.

В местечко Борок я отправился на рассвете с пристани Тарусы, когда над Окой ещё стелился утренний туман, а в прибрежных камышах неспешно охотились изящные цапли. Меньше часа старый пароходик «Митрич», который по удивительному стечению обстоятельств был построен в год моего рождения, пыхтел по реке и, сделав красивый манёвр, причалил у крутого берега. Такой путь сюда я выбрал не случайно. Полтора века назад, когда Ока была самой главной транспортной артерией здешнего края, на палубе безымянного колёсного парохода мимо высокого пустынного обрыва, усеянного гнёздами-норками шустрых чернокрылых ласточек, проплыли два друга-художника – Василий Поленов и Константин Коровин. Взгляд одного из них на мгновение застыл, поразившись красотой пейзажа, но чёрный дым из трубы вдруг застил глаза, а когда рассеялся, судно уже миновало место, где вскоре возникла одна из самых знаменитых усадеб средней полосы нашей необъятной страны.

Впоследствии, в 1914 году, Василий Поленов напишет Константину Коровину:

«Я много кое-чего понаделал: построил усадьбу и назвал её по местному названию Борок. Ещё построил две школы, одну церковь, мастерскую…»

Так художник подытоживал результаты своих задумок, которыми в 1887 году, ещё за пять лет до выбора места для усадьбы, делился с супругой: «Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживём, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет». Письмо это появилось как раз после той самой поездки в Тарусу и по Оке, когда художник искал место для своего уединения ради творческого созидания.

Сбылось всё в точности! Но приезжающие теперь в это очаровательное место, именуемое кратко Поленово, и не предполагают, какой ценой дались те постройки, что предстают перед ними, словно из сказки. Никаких тогда дорог к тому совершенно глухому месту над Окой не было. Больше того – электричество в усадьбе, ставшей в итоге музеем, появилось лишь после окончания Великой Отечественной войны, которая «по касательной» затронула и эти места. Да и приобрёл мастер участок под усадьбу с большими сложностями. В конце XIX века это была заброшенная неплодородная пашня, принадлежавшая крестьянской общине соседней деревни Бёхово. Просто так продать земли они по действующему в ту пору закону не могли. Тогда Василий Дмитриевич предложил им выгодный обмен, вызвавший у крестьян крайнее удивление. Художник предложил им за каждую десятину песчаного бугра по две десятины купленной неподалёку у помещика отличной плодородной земли. И вскоре на продуваемом всеми ветрами берегу Оки началось строительство трёхэтажного дома по проекту уже широко известного к тому времени живописца и новатора техники пленэра.

Продолжение читайте в №4/2024 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Александр Нефедов

Фото автора