Геннадий Кудий  «Забытая победа»

Вопреки устоявшемуся мнению, конец татаро-монгольскому игу положили не Куликовская битва, не даже Стояние на реке Угре в 1480 году, а практически забытое ныне сражение 1472 года у небольшого русского городка Алексин, защищавшего переправу через Оку.

Сергей Борисов «Рождение империи»

Ровно триста лет назад Россия вступила в новый этап своей истории. А на карте мира появилась новая, огромная, величественная страна, сплотившая бесчисленное многообразие культур, традиций и народов, – Российская империя.

Александр Нефедов «По плодам их…»

Пасмурным апрельским вечером 1762 года в мрачных закоулках петербургского Летнего дворца появился на свет плод греховной страсти супруги императора Петра III и её пылкого любовника Григория Орлова. У этого младенца не было ни малейших шансов на жизнь. Но судьба благоволила и ему, и его матери. Через пару месяцев она провозгласила себя всероссийской самодержицей, а тщедушный мальчик стал со временем графом и генералом, но главное – основателем рода Бобринских, яркие представители которого на протяжении веков развивали отечественную промышленность и способствовали созданию обширной сети российских железных дорог. А ещё оставили после себя великолепный усадебно-дворцовый комплекс Богородицкое в Тульской губернии.

Дмитрий Зелов «Путешествие в Страну Чудес»

В середине лета 1867 года диакон англиканской церкви, а по совместительству преподаватель математики из престижного оксфордского колледжа Крайст-Чёрч Чарльз Лютвидж Доджсон (1832–1898) в компании своего друга и коллеги, талантливого проповедника и богослова Генри Парри Лиддона (1829–1890), совершил поездку в Россию.

Наталья Степанова «Служил России четверть века»

В одном из залов Люберецкого краеведческого музея можно увидеть портрет французского музыканта и дирижёра Жана Мари Сильвэна Манжана и раритеты, связанные с именем Наполеона Бонапарта. Как эти уникальные вещи оказались в Подмосковье и чем так прославился иноземный музыкант в России, что ему посвящена целая экспозиция? Об этом рассказ главного хранителя фондов Люберецкого музея.

Виктория Дьякова «Будь Шостакович жив, он бы праздновал юбилей с пельменями!»

«С первых дней войны я начал сочинять Седьмую симфонию, – вспоминал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. – Я не мог поступить по-другому и не сочинять её. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел, и отрывался от сочинения, только когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Александр Пронин «Входной билет для террориста»

110 лет назад, 1 сентября 1911 года, в Киевском оперном театре был смертельно ранен председатель Совета министров России П.А. Столыпин, одновременно занимавший посты министра внутренних дел и шефа жандармов. Тайна убийства Петра Аркадьевича и поныне остаётся нераскрытой. Была ли это расправа революционеров в ответ на репрессии со стороны властей? Или руку приложило охранное отделение, участвовавшее в заговоре верхов, который, подобно покушению на графа Витте, сложился с молчаливого согласия императора Николая II? Новые данные и версии случившегося представляем нашим читателям.

Александр Обухов «Он предотвратил Третью мировую войну»

Люди старшего поколения, воспитывавшиеся на произведениях классиков советской литературы, хорошо помнят стихотворение С.Я. Маршака, повествующее о превратностях истории. Содержание его сводится к тому, что катастрофа наступает из-за отсутствия какого-то гвоздя в подковке лошади полководца. «Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого, что в кузнице не было гвоздя». Так вот в нашем случае речь пойдёт о человеке, создавшем такой «гвоздь» для советских вооружённых сил, который не дал противнику ворваться в страну. Звали этого человека, засекреченного до начала века нынешнего, Вадим Викторович Мацкевич (1920–2013).

Игорь Атаманенко «Лебединая песня агента «Уэй»»

Насколько сильна порой бывает власть денег, что люди готовы продать за них даже Родину. Только заканчиваются такие истории, как правило, плачевно.

Николай Румянцев «Юноша в золотом венке»

Иногда достаточно просто внимательно вглядеться в творения художников, а затем подробнее почитать о них – и открывается совсем другой мир. Недоступный досужему зеваке, на полчасика забежавшему в музей.

Анна Цугай «Оруженосец передвижнической рати»

С творчеством позднего передвижника Якова Минченкова знакомы немногие. Причина банальна – большинство живописных работ художника погибло в годы Великой Отечественной войны, а местонахождение других неизвестно.

Яков Минченков «Он брёл, разбитый сомнениями, потеряв веру в людей» (Из книги «Воспоминания о передвижниках»)

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835–1911) – выдающийся живописец, автор жанровых и исторических картин, а также ряда пейзажей. Вместе с  В.Г. Перовым и Н.Н. Ге явился одним из главных организаторов созданного в 1870 году Товарищества передвижных выставок. В течение сорока лет Мясоедов был постоянным участником передвижных выставок, где экспонировал главным образом произведения на темы крестьянской жизни, большей частью пронизанные острой социально-критической тенденцией («Земство обедает» и др.). Он был бессменным членом Совета, одним из главных руководителей Товарищества. В 1870 году получил звание академика. Участвовал в составлении нового академического устава и в 1893-м вошёл в реформированную Академию художеств.