Похититель красавиц

«Руслан и Людмила» – первая законченная поэма А.С. Пушкина. Эта стихотворная волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами, была опуб­ликована в 1820 году. Мы продолжаем серию публикаций об этом произведении, которое хранит множество загадок. 

В гостях у Пиковой дамы

Тугим хитроумным узлом завязались здесь многие политические, военные и литературные коллизии. Происходившие на фоне усадьбы «дела давно минувших дней» и центральные фигуры тех событий – от Бориса Годунова, Кутузова и Наполеона, до таинственной «Пиковой дамы» нашли своё художественное воплощение в книгах и кинофильмах. Но и сегодня в Больших Вязёмах вы можете стать участником большого путешествия в волнующий мир русской истории и культуры.

В тюрьму… за развлечениями

В российских городах немало достопримечательных мест, имеющих богатейшую историю. Среди них остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге. Ещё несколько лет назад трудно было представить, что он не просто обретёт новую жизнь, а станет местом притяжения горожан и гостей Северной столицы.

Жизнь и смерть князя Андрея

Д.С. Мережковский, подчёркивая сильное автобиографическое начало в творчестве Л.Н. Толстого, как-то заметил: «Во всех произведениях его – одна-единственная личность, один-единственный герой – он сам». Конечно, это преувеличение, но доля истины в данном высказывании есть. Есть герои, которые слишком сильно напоминают автора. Но есть в творчестве Толстого герои другого типа: они, казалось бы, не похожи на него, не являются его литературным alter ego, но тем не менее Лев Николаевич относился к ним с явной симпатией. Эти персонажи ему, несомненно, духовно близки. Есть подобные персонажи и в романе «Война и мир». Это Пьер Безухов и князь Андрей Болконский, о котором пойдёт речь.

Недолгая любовь двух бастардов

Бастардами называют незаконнорождённых детей великосветских родителей. Как правило, они не получали, за редким исключением, ни привилегий, ни богатств своих отцов и матерей и пробивались в жизни самостоятельно. Однако многим из них досталось в наследство то, что не выражается суммой с большими нулями, а называется не очень объяснимым словом «пассионарность», которое ввёл в научный оборот историк Лев Гумилёв. К числу таких пассионарных личностей относится и знаменитый украинский поэт Тарас Шевченко.

Владимир Набоков: «Я с детства знал, что время имеет цвет…»

«Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце по-русски, а моё ухо – по-французски», – так не без иронии оценивал себя сам знаменитый писатель.

Мозаика Надежды

Когда юная Надя Ходасевич отправлялась на поезде из Смоленска в Варшаву, всё, что у неё было, кроме мечты посвятить себя живописи, – лишь узелок с варёной картошкой и худосочной селёдкой. Через полвека она стала знаменитым художником, богатейшей парижанкой и даже кавалером орденов Почётного Легиона и Трудового Красного Знамени.

Гений

В городском сквере в Сарове, на проспекте Мира, среди каштанов, рябин и клёнов сидит на скамеечке в бронзовой задумчивости некогда опальный академик А.Д. Сахаров – отец водородной бомбы. О нём, о Я.Б. Зельдовиче, Ю.Б. Харитоне, Б.Г. Музрукове знает каждый мало-мальски грамотный человек. Скажи «атомный проект» – и тебе сразу назовут эти имена. А на расположенной неподалёку двухэтажной сталинке можно увидеть скромную мемориальную табличку с надписью: «В этом доме с 1975 г. по 2000 г. жил выдающийся математик, физик-теоретик, участник Атомного Проекта, лауреат Сталинской и Государственной премий Дмитриев Николай Александрович». Сегодня это имя мало кому что скажет. Между тем Николай Александрович Дмитриев – гений. Без малейших преувеличений.

От вокзалов до Кремля

Приезжая в Москву на Ленинградский, Ярославский или Казанский вокзал, как правило, большинство из нас сразу же стремится в один из подземных дворцов города авторства архитектора Алексея Щусева – станцию метро «Комсомольская». Я призываю вас остановиться на минуту, выйти на улицу и попасть в исторический музей московской архитектуры под открытым небом Красносельского района столицы.

Русская парижанка

Маревна – такой звучный псевдоним придумал для художницы Марии Воробьёвой-Стебельской Максим Горький. С ним она и вошла в историю искусства ХХ века.