На протяжении веков Россия славится народными промыслами. Их знают и ценят во всем мире. Жостовский поднос, ростовская финифть, вологодское кружево, каслинское литье – это наша история, наша гордость, наше достояние. Чем сейчас живут знаменитые промыслы, каковы тенденции их развития, каким быть им сегодня – эти вопросы ставит выставка «Во имя помысла. Художественные промыслы России. Имена XX века», которая проходит в рамках проекта «Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Экспозиция поражает полнотой охвата безграничной палитры народного национального искусства. Но, заставляет и задуматься о его будущем.Проектом «Во имя промысла» Всероссийский музей декоративного искусства открывает пространство диалога, ставя вопросы – каким быть художественным промыслам сегодня и что еще необходимо сделать «во имя Промысла»? На выставке впервые художественные промыслы презентуются как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов – легенда, они никогда ранее не показывались вместе. Это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных. По словам директора Всероссийского музея декоративного прикладного искусства Елены Титовой: «Выставка призвана показать, что художественные промыслы в XX-м веке – это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства».
На выставке с новой стороны открываются узнаваемые и давно любимые Хохлома, Гжель, жостовская роспись, лаковая миниатюра Федоскина и Палеха… Впервые станут доступны для широкого зрителя малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево…
Перед посетителями музея вся Россия предстает как цельная композиция. Павлово-посадский платок здесь соседствует с курским ковром, ярко перекликается стекло из Гусь-Хрустального с якутской костью, унцукульская насечка с ростовской финифтью. Выставка «Во имя промысла» – это монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня.
На выставке представлены лучшие образцы 1920-1980-х годов, отобранные из коллекции музея, который стал правопреемником Московского кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности. В экспозиции можно увидеть произведения основоположника Палехской лаковой миниатюры Ивана Ивановича Голикова, основателя косторезного промысла в поселке Варнавино Парфена Парфеновича Черниковича, художницы-кружевницы Анны Антоновны Кораблевой.
На страницах журнала «Темные аллеи» мы подробнее расскажем об этих и других уникальных изделиях мастеров художественных промыслов России.