Великий создатель романа не мог и помыслить, дописав последние строки, какой конец готовит его героям, вернее, августейшим артистам, примерившим на себя маски главных героев, большевистская революция, что случится в России спустя восемьдесят лет после его кончины.

«Узлы к узлам»

Или чудились Пушкину кровавые ужасы будущего русского бунта, «бессмысленного и беспощадного»?! Ведь любимый роман – неоконченную и зашифрованную его десятую главу – поэт завершает строками о заговоре, о «сети тайной», что «узлы к узлам» покрыла всю Россию, и ничего не подозревающем о том царе. Есть там и слова о «свирепой шайке палачей»!

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.

Некогда Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Знаменитый критик и не догадывался о скрытом своём пророчестве. Роман станет проводником в сакральный смысл русской жизни не только в девятнадцатом, родном ему веке, но и в веке двадцатом.

Но пока календарь Российской империи отсчитывает дни и месяцы 1889 года. В самом его начале бывшая принцесса Гессенская Элла, а тогда великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ставшая супругой великого князя Сергея Александровича спустя три года после трагической гибели его венценосного отца Александра II, задумала устроить домашний спектакль. Роль главного героя в «Евгении Онегине» красавица-тётушка предложила племяннику – цесаревичу Николаю. Ники, как звали его близкие.

В дневнике, что вёл наследник престола, есть о том запись:

«13 февраля. Вторник. Начал разучивать свою маленькую роль из «Евгения Онегина», для крошечного спектакля т. Эллы».

Спектаклю, как то и положено, предшествовали репетиции.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна – цесаревичу Николаю Александровичу (Петербург. 18 февраля 1889 года):

«Милый Ники! Можешь ли ты прийти сегодня в 11.30, чтобы нам провести, как следует, репетицию? Вчера я прочла свою роль, долго репетировала её, и думаю, что всё у нас получится. Любящая тебя Элла. Тётенька Татьяна».

Подготовка к будущему представлению занимает все помыслы блестящей великой княгини:

«Милый Е.О. Я так и не пожелала тебе как следует спокойной ночи, потому что, когда сошла вниз, ты уже ушёл. Я проболтала с нашей княгиней Голицыной. 

Она очень строгий критик и всегда откровенно высказывает своё мнение. Я хотела расспросить её о моей игре – она сделала те же замечания, что и Сергей. Ей кажется, что ты мог бы вложить больше чувств и энергии в свои реплики и произносить некоторые слова громче. А в остальном – очаровательно, и отозвалась весьма лестно насчёт того, как тебе подходит эта роль, в целом очень одобрительно о наших с тобой «талантах». Завтра мы должны превзойти себя. 

Нежный поцелуй от Татьяны» (26 февраля 1889 года).

Состоялся ли на следующий день спектакль или то была очередная репетиция? Судя по дневнику великого князя Константина Константиновича, известного поэта, скрывавшегося под псевдонимом К.Р., да!

«Я уже раньше знал от Эллы, что она потихоньку от мужа выучила заключительный монолог Татьяны, а Цесаревич взял роль Онегина. У них в помещении фрейлины Эллы, Козляниновой, была устроена маленькая сцена, и там собирались без ведома Сергея и репетировали. Когда всё было готово, разыграли перед Сергеем две сцены из «Евгения Онегина».

…Поднялся занавес. На сцене был садик со скамейкой; выбежала Элла, за ней вошёл Николай. Оба были в костюмах начала нынешнего столетия и очень хорошо одеты.

Цесаревич очень мило и чётко произнёс свой монолог: «Вы мне писали, не отпирайтесь!» Только в голосе его слышно было, что он очень робел. Затем сцена превратилась в комнату Татьяны. Элла с большим чувством говорила свой монолог. Нет ещё шести лет, что она в России, и уже появилась на сцене. В старину этого не было. Конечно, произношение её выдавало, но выкупалось глубиною чувства в игре» (27 февраля 1889 года).

Домашний спектакль, задуманный великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, прошёл в её петербургском дворце на Невском проспекте зимой 1889-го. Пушкину в том году сравнялось бы девяносто…

Гипотетически можно представить: Александр Сергеевич смотрит спектакль, постановленный по роману «Евгений Онегин», где главную роль играет будущий русский монарх!

Лариса Черкашина

Продолжение в №4/2018 журнала «Тёмные аллеи»

Теги: , , ,