Многие современники его не любили, считали выскочкой, другие же использовали яркие метафоры, описывая личность Дягилева. Так, Валентин Серов частенько называл его «лучезарным солнцем русской культуры», Александр Бенуа – «Петром Великим, открывшим русское искусство Европе». Андрей Белый – со свойственной ему выразительностью – «Нероном в чёрном смокинге над пламенеющим Римом». А Михаил Нестеров считал диктатором и вспоминал, как Дягилев, посещая мастерские художников, «рукою властною отбирал, что хотел, жаловал, карал и миловал их. И только на одного нашего сибирского казака, Сурикова, «чары» Сергея Павловича никогда никакого действия не имели» – на порог не пускал. Впрочем, не жаловавшие Дягилева московские художники «по-своему как-то любили этого необыкновенно энергичного искателя счастья». Было за что?

МИР ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ДВЕРНУЮ ЩЕЛЬ

В. Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904 год

«Произведение искусства важно не само по себе, а как выражение личности творца», – любил повторять Дягилев, наставляя артистов. Его антрепренёрская деятельность, знаменитые «Русские сезоны» в Европе стали одним из самых известных театральных событий начала XX века. Благодаря Дягилеву русская музыка и русский балет обрели всемирную славу, которая не увядает и поныне. Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в местечке Селищи Новгородской губернии. Его отец, офицер-кавалергард Павел Павлович Дягилев, был потомственным дворянином. Мать умерла вскоре после рождения отпрыска. Мальчика воспитывала мачеха Елена Валерьяновна Панаева. В раннем детстве Сергей жил в Петербурге, затем семья перебралась в Пермь, откуда пошли Дягилевы и куда перевели служить отца. В Перми Дягилевы поселились в большом доме на углу улиц Сибирской и Большой Ямской. Дом принадлежал ещё деду Серёжи, Павлу Дмитриевичу Дягилеву, начинавшему жизненный путь в Перми купцом. Это был красивый особняк в стиле классицизма. Дом Дягилевых сразу стал центром притяжения интеллигенции, в городе его даже называли «пермскими Афинами». По четвергам в гости собирались все местные знаменитости – музицировали, читали, спорили, разыгрывали домашние спектакли. Павла Павловича нередко навещал его брат Иван, приезжавший из Петербурга. Он был меценатом, основателем музыкального кружка, и, как правило, – в самом центре последних новостей культуры и модных тенденций.

Юный Серёжа в посиделках обычно не участвовал – его отправляли спать. Но тайком от няни, выбравшись из спальни, он наблюдал за всем происходившим через дверную щель – мир искусства волновал его с самых ранних лет. В Перми Серёжа пошёл в гимназию, которую окончил в 1890 году.

Что делать после окончания гимназии, он не сомневался ни мгновения – только в Петербург, где цвет науки, искусства, культуры. Тем более что юношу согласилась приютить у себя тётушка, сестра отца Анна Павловна Философова.

Анна Павловна была старшей из восьми детей. В 1855 году она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Философова, первого главного военного прокурора Российской империи, сподвижника военного министра Дмитрия Милютина, и поселилась в Петербурге. Она энергично занималась благотворительностью. В квартире Философовых всегда можно было встретить самых известных общественных деятелей столицы.

В Петербурге восемнадцатилетний Дягилев поступает на юридический факультет университета и параллельно учится музыке у Н.А. Римского-Корсакова в консерватории. Ведь ещё в детстве Сергей всерьёз мечтал стать композитором. И вот попробовал свои силы на этом поприще – сочинил оперу на тему пушкинского «Бориса Годунова» и пригласил избранную публику в дом Анны Павловны послушать отрывки. Себе Дягилев выбрал роль самозванца. Увы, представление ожидал полный провал. Старания юноши публика не оценила, Анна Павловна сокрушительно качала головой. Позднее Сергей Павлович признавался, что провал пришёлся как нельзя кстати, иначе он пошёл бы не по тому пути. «Голос у меня и в самом деле был тогда сильным и очень противным», – говорил он. Что же до таланта рисовальщика, его не было вовсе, но тогда он пытался реализоваться и в области изобразительного искусства.

Виктория Дьякова

Целиком статью читайте в №6/2019 журнала «Тёмные аллеи»