Запретам вопреки
Лев Толстой и дореволюционная цензура.
Л.Н. Толстой столкнулся с цензурой с первых же своих шагов на литературном поприще. Его вступление в литературу пришлось на последние годы правления Николая I, упомянутую выше «эпоху цензурного террора», как называли эти годы современники. «Детство» было испорчено, а «Набег» так и пропал от цензуры. Всё, что было хорошего, всё выкинуто или изуродовано», – с горечью писал Толстой брату Сергею Николаевичу в начале июня 1853 года. Многие произведения молодого писателя подвергались жестокому цензурному произволу, особенно пострадал второй севастопольский рассказ – «Севастополь в мае»: цензор М.Н. Мусин-Пушкин исчеркал его до неузнаваемости. Лев Николаевич даже отказался ставить свою подпись под изуродованным произведением.
Зная о таком пристрастном отношении властей к его сочинениям, Толстой признавался, что он «сильно на примете у синих», т. е. у жандармов.
На протяжении всей творческой жизни писателя цензура относилась к его произведениям придирчиво. Л.Н. Толстой, всегда вдумчиво и в высшей степени ответственно работавший над каждым словом в своих сочинениях, был принципиальным автором, не позволял цензору или издателю менять в своих произведениях что-либо существенно важное. Так, известно о том, что возмущение писателя вызвало изменение Н.А. Некрасовым при публикации в «Современнике» заглавия его повести «Детство» (на «Историю моего детства»). Что касается самоцензуры, сознательного «смягчения» текста, сглаживания «острых углов», чтобы избежать цензурных неприятностей, этому Лев Николаевич учился довольно долго. Несколько лет понадобилось, чтобы в себе воспитать способность, даже оглядываясь на цензуру, предвидя её происки, говорить свободно и прямо. Это было словно новое рождение писателя, когда он ощутил в самом себе внутреннюю свободу, которую не могла ни отнять, ни ограничить никакая цензура. Это новое его состояние заметили друзья-писатели. В конце 1856 года А.В. Дружинин сообщал И.С. Тургеневу о Толстом:
«В своих отношениях к ценсуре он спокоен, тих и уступчив, это обстоятельство весьма важно, потому что показывает в нём писателя, глядящего далеко и не ярящегося от мелких мизерий».
Продолжение читайте в №4/2024 журнала «Тёмные аллеи»
Автор: Юрий Прокопчук
Иллюстрация: Н.Н. Ге. Л.Н. Толстой за письменным столом. 1884