Утро, день, вечер Иванчина-Писарева

Есть имена, которые упоминаются лишь в специальной литературе, да и то вскользь, хотя заслуживают большей памяти у потомков. К ним относится имя давно забытого Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева – поэта, писателя, коллекционера, историка-любителя. Он развивал в первой половине XIX века направление в литературе и истории, получившее название «краеведение».

Фактов из биографии Николая Дмитриевича мы знаем немного, однако некоторые обстоятельства жизни литератор рассказал в своих произведениях. Родился он 30 сентября (по старому стилю) 1790 года в Москве, в Замоскворечье. Его отец, отставной гвардии подпоручик Дмитрий Петрович Иванчин-Писарев, происходил из древнего дворянского рода. Родовая вотчина семьи – село Злобино Каширского уезда. Здесь прапрадедом Николая Дмитриевича Иевом Петровичем была построена в 1710-х годах каменная церковь Михаила Архангела. Мать будущего писателя Александра Яковлевна умерла рано. Она была внучкой игуменьи Алексеевского монастыря Феофании Львовны Пашковой и дочерью Якова Михайловича Пашкова, который отдал за своей дочерью село Рудины (Рудинки) Серпуховского уезда. В этом селе и провёл своё детство будущий писатель. Здесь он получил хорошее домашнее образование под присмотром иностранных воспитателей. Кроме Николая в семье были ещё дети: старшая Варвара (умерла около 1837 г.), Екатерина (1792–1816), Пётр (родился в 1794 г.) и Павел (родился в 1798 г.).

Село Рудины в 1624 году было пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем «за московское осадное сидение» прапращуру Иванчина-Писарева по матери Афанасию Филипповичу Пашкову, отец которого был родным братом Истомы, героя Смутного времени. Имение досталось писателю по разделу с братом Петром в 1826 году, который владел Злобином, где был похоронен их отец.

Своей малой родине Николай Дмитриевич посвятил обширное стихотворение «Рудинки», в котором упоминает, что в имении была старая церковь с колокольней, «где деда схоронили, где маминька лежит», там же часовня с ликом Спаса, старый усадебный дом, пруды, три сада: большой, летний и зимний. По его мысли, «не любить места своего рождения, без особенного чувства вспоминать родительский кров и поля, бывшие свидетелями младенческих забав наших, и в то же время быть патриотом столь же трудно, как быть набожным без богослужения».

Продолжение читайте в №4/2023 журнала «Тёмные аллеи»

Автор: Марина Чусова